Индийские авиакомпании предпочитают Airbus A320neo

На внутреннем рынке Индии доминируют два семейства узкофюзеляжных самолетов –Boeing 737 и Airbus A320. Более десяти лет назад лидирующее положение занимала продукция Boeing, а сейчас индийские авиакомпании отдают явное предпочтение самолётам Airbus A320. Ещё больше им нравится их более экономичные варианты, образующие семейство Airbus A320neo. Давайте посмотрим, какое место сейчас занимают самолёты Airbus A320neo на индийском авиационном рынке, который считается по своей величине третьим в мире.

Широкое присутствие

До 2005 года на внутренних маршрутах лишь авиакомпания Air India из всех регулярных перевозчиков эксплуатировала самолеты Airbus A320. Вслед за бумом малобюджетных перевозчиков ситуация начала меняться. Со временем авиакомпания IndiGo стала крупнейшим оператором на внутренних рейсах, сделав ставку на семейство Airbus A320. После размещения рекордного числа заказов она стала считаться самым крупным в мире заказчиком этих самолётов.

Авиакомпания Go First тоже отдала предпочтение Airbus A320 и в настоящее время занимает второе место после IndiGo по числу эксплуатируемых самолётов Airbus A320neo. Авиакомпании Air India и Vistara также пополняли свой флот самолётами с аббревиатурой neo («New Engine Option» – «Новый вариант двигателя»). И AirAsia India проявила интерес к Airbus A320neo. Сейчас она эксплуатирует четыре таких машины.

Авиакомпания A320neo A321neo
IndiGo 124 40
Go First 37 нет
Vistara 30 3
Air India 26 нет
AirAsia India 4 нет

Огромные заказы

Доминирование Airbus A320neo в парках индийских перевозчиков подтверждают те огромные заказы, которые они делают на протяжении многих лет. Авиакомпания IndiGo значится в лидерах по их числу. Впервые это авиапредприятие заявило о себе в 2011 году, заказав целых 180 самолётов Airbus A320neo. В 2015 году она оформила заказ уже на 250 таких машин. А в 2019 году ещё больше – 300 Airbus A320neo. Этот заказ включал в себя самые разные модели A320neo, A321neo и A321XLR. В общей сложности IndiGo заказала 730 самолётов с аббревиатурой neo. И стала, таким образом, одним из самых ценных клиентов для компании Airbus.

Air India не размещала заказы у Airbus с 2006 года, а вот Go First ожидает для своего флота ещё больше машин с обозначением «neo». В 2019 году появились сообщения о том, что она готова разместить заказ ещё на 200 узкофюзеляжных самолётов. В ближайшие несколько лет она ожидает поступления в свой флот 95 самолётов Airbus A320neo. Авиакомпания Vistara, ещё один регулярный перевозчик на внутренних маршрутах, в настоящее время ожидает поставки 27 самолётов Airbus A320neo.

Проблемы с двигателями

Индийские авиаперевозчики испытывали проблемы с некоторыми из самолётов с аббревиатурой «neo». В конце 2019 года авиакомпаниям IndiGo и Go First пришлось приостановить эксплуатацию самолётов A320neo и A321neo, оборудованных двигателями серии P&W 1100G, после получения сообщений о вибрации и проблемах в камере сгорания. Были даже ситуации, когда из-за неполадок пилоты, выключив неисправные двигатели, приземлялись в ближайшем аэропорту.

Индийский авиационный регулятор DGCA (Directorate General of Civil Aviation – Главное управление гражданской авиации) оперативно отреагировал на эти ситуации. Он «приземлил» все самолёты с неисправными двигателями. И в последствии разрешил им выполнять полеты только по маршрутам, которые позволяют им безопасно приземлиться в аэропорту в течение 60 минут с момента возникновения аварийной ситуации на борту. Регулятор установил IndiGo и Go First сроки замены неисправных двигателей, которые неоднократно продлевались по самым разным причинам, включая и пандемию.

К 2020 году появились новости о том, что обе авиакомпании занимаются обновлением своих парков, и DGCA близко к тому, чтобы дать им добро на эксплуатацию самолетов Airbus A320neos без ограничений.

Многообещающее будущее

Несмотря на пандемию, в ближайшие десять лет прогнозируется значительный рост индийского авиационного рынка. Конечно, Boeing также будет стремиться получить огромную долю будущих заказов. Но, учитывая текущую ситуацию, семейство Airbus A320neo имеет все шансы занимать доминирующее положение в индийском небе еще какое-то время.