Искусственный интеллект и аэропорты будущего

Торговля и гастрономия в аэропортах будут развиваться только тогда, когда ее представители объединят усилия в борьбе за клиента. В этом могут помочь современные технологии, в том числе биометрическое профилирование, – признали участники дискуссии о будущих решениях для аэропортов, организованной в рамках 2-го Конгресса участников авиационного рынка. Важной темой для разговора были также доступные на рынке решения для ускорения регистрации.
Искусственный интеллект — это очень широкий термин. Он состоит из нескольких различных технологий, таких как автоматизация, машинное обучение, биометрия и механизмы персонализации. Однако его использование, как и в случае систем статистического анализа SAS, может идти в разных направлениях. Перспектива пассажира, который хочет провести в аэропорту как можно меньше времени, отличается от интересов аэропортов,  пытающихя сделать авиапутешествие не только быстрее, но и выгоднее для себя. В среднем 40 процентов доходов аэропорта приходится на концессии для магазинов и ресторанов. Поэтому аэропорты стремятся использовать технологии, чтобы быстро доставлять пассажиров к терминалу, а также через помещения, которые будут приносить больше прибыли. Вам нужно максимизировать ценность клиента, чтобы аэропорт мог заработать, адаптируя предложение к его потребностям.

Наверстать упущенное

Для удобства пассажиров можно, например, ускорить регистрацию с использованием биометрических систем. Пассажиры рассматривают искусственный интеллект как поддержку для беспроблемного путешествия. К сожалению, это не похоже на поездку на поезде — необходимы меры безопасности. Однако есть возможность значительно сократить время необходимых мероприятий. Крупные аэропорты дают прекрасную возможность изучить механизмы, которые можно использовать. Машинное обучение также может быть использовано для обнаружения и устранения угроз. Однако, по мнению экспертов, проверять работу алгоритмов и принимать решения должны люди.

Другой вопрос — готовность самих пассажиров использовать индивидуальные технологии. Подход к этому вопросу сильно зависит от возраста и социального статуса клиентов. В некторых аэропортах  можно наблюдать различия в использовании технологий представителями разных стран: одни предпочитают традиционный контакт с персоналом (юг и восток Европы), другие проходят через биометрические рамки (жители североевропейских стран). Поэтому необходимо внедрять новые технологии продуманно, чтобы не парализовать весь процесс обслуживания пассажиров.

Celebi: Менеджеры аэропортов должны сотрудничать с торговлей

Тема использования современных технологий для увеличения доходов, не связанных с аэропортом, была развита директором по развитию авиации турецкого холдинга Celebi Хуаном Хосе Андресом Альвесом. «Мы имеем дело с задержками и их последствиями, используя искусственный интеллект и механизм блокчейна. Мы разработали модель поведения, которая позволяет нам прогнозировать задержки и правильно распределять ресурсы», – поделился он своим опытом. Турецкий оператор разработал шаблон прогнозирования задержек, на основе которого его воздействие минимизируется до того, как они произойдут. Система включает в себя как отправку данных пилотам в режиме реального времени, так и персонализацию предложения дополнительных услуг для пассажиров. «Если авиакомпания и аэропорт соглашаются на сотрудничество, мы отправляем push-уведомления о парковках или размещении. Однако для нас это только начало пути», – добавил Альвес.

По словам представителя Celebi, сотрудничество всех сторон, вовлеченных в эксплуатацию воздушных перевозок, является необходимым условием для лучшей координации торговли аэропортами с потребностями клиентов. «Клиент хочет быть независимым и решать за себя, но каждый хочет владеть им. Авиакомпании не хотят делиться информацией с аэропортом. Мы забываем, что в торговле механизм распределения доходов является проверенным способом получения прибыли», – утверждал он. Роль операторов наземного обслуживания двояка. «Мы предоставляем возможность подключения пассажиров и технологии испытаний на основе больших баз данных и машинного обучения. Мы разработали множество приложений, упрощающих обслуживание пассажиров, которые, однако, не очень популярны, так как каждый торговец защищает свой кусок доступа к рынку. Потенциальное количество продуктов для продажи в аэропорту огромно, но мы должны делиться нашими каналами доступа, чтобы клиенты тратили больше», – утверждал Альвез.

Старший партнер Global Consulting UK Ltd Удай Дхолакия обратил внимание на растущую конкуренцию, которую представляют новые решения, представленные курьерскими компаниями для торговли в аэропортах. «Если вы действительно богаты, вам не нужно ходить по магазинам. Ящики самообслуживания Amazon в аэропорту, например в Оксфорде, позволяют заказать практически любой товар и доставить его прямо на таможню. Магазины должны будут попытаться привлечь таких покупателей», – сказал Дхолакия. По его мнению, это будет трудной задачей. «Существует необходимость общей платформы различных организаций и хорошо функционирующий аэропортовый Wi-Fi», – подчеркнул он.

Каждый аэропорт отличается

По мнению большинства специалистов, операторы аэропортовой торговли должны переосмыслить свою форму перед лицом растущей конкуренции. Сегодняшние общедоступные торговые центры соответствуют комфорту и предложению магазинов беспошлинной торговли много лет назад. Ассортимент предметов роскоши представляет интерес для все более и более избранной группы пассажиров. Также сложно определить, что такое роскошь — шоппинг за 100 или 1000 долларов? Выходом из ситуации может стать персонализация предложения, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Это может быть использовано для построения более точных алгоритмов. Если заменить обычные посадочные талоны магнитной карточкой, то аэропорт узнает о пассажире больше и сможет улучшить соответственное предложение. С другой стороны, пассажиром должен чувствовать заботу о нем, но не навязчивость.

Однако естественно, что каждый аэропорт имеет свою специфику. Сценарий порта Лас-Вегас, для которого прибыль от авиационной деятельности составляет всего 20 процентов от выручки, в Центральной и Восточной Европе работать не будет. Необходимо собирать информацию о пассажирах, чтобы знать, каких пассажиров обслуживает каждый аэропорт.

Будет больше магазинов walk through?

Призыв к обмену данными поддержали большинство управляющих директоров Duty Free. Однако сами операторы магазинов, по их мнению, должны тщательно изучить предпочтения пассажиров, и разумно использовать технологии. Пассажиры не должны уставать или паниковать от технических новинок. «Ориентируясь на ускорение принятия решения о покупке, можно упустить из виду комфорт покупателей и высокое качество продукции», – предупреждают инспекторы. В качестве примера они привели запуск новых платежных каналов, а также устройств выбора парфюмерии, используемых в аптеках аэропорта, без необходимости чувствовать их запах.

Много изменилось распространение самого воздушного транспорта. До сих пор в магазинах беспошлинной торговли продвигались предметы роскоши с самой высокой маржой. В мире будет несколько крупных аэропортов, где есть место для такой торговли, но сегодня большинство из них должно сосредоточиться на доставке того, что хочет пассажир.
При этом вновь возникает противоречие. Авиаперевозчики ожидают, что менеджеры аэропортов снизят свои сборы, что приводит к необходимости увеличения доходов от неавиационных источников.

Андрей Бочкарев