c-37b gulfstream

Использование бизнес-джетов в качестве разведывательных самолетов становится сильным трендом

Огромный прогресс в области электроники и миниатюризация оборудования позволили использовать деловые самолеты в разведывательных целях. Такие самолеты намного дешевле традиционных, предназначенных для разведки и наблюдения, и они не привлекают к себе столько внимания.

Gulfstream S102B  Korpen
Gulfstream S102B Korpen

В апреле переоборудованный деловой самолет Gulfstream серого цвета шведской военной авиации вылетел из центральной части Швеции для выполнения обычной шпионской миссии над Балтийским морем, патрулируя плотную зону российских радаров вдоль милитаризированного побережья Калининградской области. За исключением нескольких незаметных неровностей в нижней части фюзеляжа, два самолета-разведчика Gulfstream S102B Korpen выглядят как обычные деловые самолеты. Но внутри обе эти машины, как и постоянно растущий парк новых бизнес-джетов, оборудованы cистемами для прослушивания и записи изображений для непрекращающейся войны между разведками разных стран.

От Южно-Китайского моря до Ближнего Востока и Балтийского моря правительствам нужны резервные самолеты специального назначения, способные вести наблюдение или прослушивание, с меньшими затратами, чем у переделанных гражданских или военных самолетов. Они представляют собой новейшую часть скрытого рынка, который оценивается в 3 миллиарда долларов. Но нем господствует несколько производителей самолетов и компаний в США, Европе и Израиле, которые поставляют передовое разведывательное оборудование. Растущий спрос на небольшие реактивные самолеты с системами, ранее разработанными для более крупных самолетов, стал новым стимулом для рынка, на котором конкурируют компании Gulfstream (General Dynamics), Bombardier и Dassault Aviation.

Аналитик оборонного сектора Фрэнсис Туса считает, что “электронная разведка сейчас является ключевой областью роста”. Маленькие самолеты становятся все более подходящими для этого благодаря усовершенствованиям и миниатюризации электроники. Речь идет о вычислительной мощности и размере устройств.

Большой шаг в этом направлении был сделан в апреле, когда шведский производитель военной техники Saab установил систему раннего предупреждения GlobalEye следующего поколения, которая ранее использовалась на истребителях Gripen Bombardier Global, чтобы выиграть тендер в Финляндии.

SAAB GlobalEye
SAAB GlobalEye

Его задачи варьируются: от разведывательных самолетов, которые пассивно нацелены на радары и перехватывают радиообмен, до самых современных машин раннего предупреждения, которые активно сканируют или ищут угрозы. “Есть разница между прислушиванием к звукам грабителя и использованием яркого фонарика”, — сказал глава компании по производству военной техники.

Все взоры сейчас прикованы к Корее, которая в этом году может проявить интерес к новым самолетам раннего предупреждения, чтобы расширить свой флот из 737 Peace Eye. Она уже ищет реактивные самолеты для сопровождения целей или прослушивания, что побудило американскую компанию Raytheon предложить специальные консоли, устанавливаемые на Bombardier и системы искусственного интеллекта. Такие заказы меньше по размеру, но более выгодны и устойчивы к кризисам, такими как последний, пандемический.

По словам главы военного подразделения Textron Aviation, Тома Хамура, несмотря на то, что спрос в целом снизился из-за пандемии, в 2020 году компания заметила небольшое увеличение количества своих заказов на оборудование для выполнения специальных задач. Турбовинтовые самолеты компании Beechcraft King Air выполняют разведывательные полеты и операции для правоохранительных органов.

Базовая модель бизнес-джета может стоить от 20 до 60 миллионов долларов, но стоимость его конвертации в шпионскую машину быстро растет и может превысить 200 миллионов долларов, если будут задействованы первоклассные продукты. Bombardier, очень зависимый от меняющегося спроса на бизнес-джеты, избавившись от подразделения пассажирских региональных самолетов, теперь выделяет больше ресурсов на военные продукты. “За последние несколько месяцев у нас было много запросов”, — сказал глава Эрик Мартелл.

Производители не раскрывают данные о продажах самолетов специального назначения. Специалисты компании Cofrace Sarl оценивает рынок примерно в 5 процентов от ежегодных поставов крупных воздушных судов деловой авиации. По словам ее аналитиков, Gulfstream занимает лидирующие позиции в поставках для правительства, конкурируя с Bombardier и Dassault, которые недавно получили заказ на семь Falcon 2000 Albatros для ВМС Франции. Gulfstream прекращает производство популярного G550 в этом году, открывая возможности для конкурентов. “Для Bombardier и Falcon Dassault многое будет зависеть от того, что компания Gulfstream будет делать с новой моделью, которая заменит G550 в качестве доминирующего самолета специального назначения. Если преемник окажется неподходящим и непопулярным, выиграют Bombardier и Falcon”, — говорят эксперты Cofrance Sarl.

Конвертация бизнес-джетов в самолеты-разведчики – не новое явление, оно началось в 1960-х годах с турбовинтового самолета Grumman. Но спрос на специальные коммерческие самолеты растет, потому что радары становятся все меньше, а самолеты летают все дальше и выше. Компания Boeing считает, что только ее более крупный самолет на базе B737 обеспечивает все возможности для выполнения сложных миссий. L3Harris Technologies утверждает, что в последние 5 лет крупные деловые самолеты использовались в основном для многосторонних разведывательных миссий.

Однако авиастроителям приходится считаться с новым грозным конкурентом: дронами. Например, Global Hawk компании Northrop Gumman используется для сбора разведывательной информации о воде и прибрежных районах и стоит около 130 миллионов долларов. “Наибольшую угрозу для этого рынка в будущем представляют беспилотные аппараты и, в меньшей степени, низкоорбитальные спутники. Но они недешевы, так что бизнес с самолетами пока идет хорошо”, — считают аналитики нашего портала.

Андрей Бочкарев