История авиации. Гидроавиация в начале 20 века.

Гидроавиация — водная авиация, морская или речная авиация, летательные машины которой, в отличие от сухопутных, снабжены плавательными органами, дающими им возможность производить подъем с воды и спуск на воду. Это позволяет применять гидросамолеты там, где эксплуатация сухопутных самолетов связана с рядом неудобств, опасностью или вовсе не возможна.

Так, например, для полетов в приморских областях, в местностях с обилием водных путей, в озерных краях для гидросамолетов отпадает необходимость в посадочных, площадках (аэродромах), устройство которых, в особенности в пересеченных местах, очень затруднительно.
Точно так же гидроавиация имеет ряд преимуществ в военном деле для совместных действий с флотом в море.

Однако, удобства использования больших водных поверхностей для подъема и посадки сильно зависят от их состояния. При наличии волны или зыби возможность подъема и посадки гидросамолета, кроме искусства пилота, связана также и с типом гидросамолета. С увеличением волны возрастает риск взлета и посадки, вплоть до полной их невозможности.

В зависимости от назначения гидросамолеты в начале 20 века строились различных типов, из которых наиболее совершенными в смысле мореходности являлись:

а) Летающие лодки
Центральная часть аппаратов этого типа представляла собой по форме лодку, на которой смонтированы были все необходимые для полета органы: крылья, рули, винтомоторная группа и прочие, в основном такие же, как и у самолетов. Тоннаж, размеры и мощность таких машин варьировалась в широких пределах.

б) Гидросамолеты
Это — по существу те же самолеты, у которых вместо сухопутного шасси с колесами имеются поплавки (обычно — два), дающие ему возможность держаться на воде. Этот тип машин обладал меньшими мореходными свойствами.
Имелся целый ряд машин, допускающих довольно легкую перестановку сухопутного шасси на поплавковое.

в) Наконец, строились гидросамолеты и универсального типа, так называемые амфибии, «земноводные», имеющие одновременно как лодку для воды, так и колеса и костыль для посадки (или подъема) на землю. Колеса эти обычно делались подъемными для того, чтобы не мешать при посадке на воду.

Амфибии, как тип, обладающий основными органами морской и сухопутной машины, естественно были конструкцией, относительно более тяжелой за счет своей универсальности и менее выгодной в аэродинамическом отношении, чем остальные типы, и применялись лишь немногими фирмами больше для особых целей (рекордные перелеты, туризм и тому подобное).