К вопросу о компенсацях за задержку и отмену нейсов в случае забастовок

Как выяснил юридический отдел портала aviav.ru, законодательство Европейского союза не в полной мере определяет условия компенсации за отмененный рейс. Согласно праву EC, забастовка авиакомпании может считаться «форс-мажорным обстоятельством», исключающим выплату компенсации, но в случае забастовки Ryanair каждая отмена рейса должна анализироваться отдельно.


В законодательстве ЕС говорится, что в некоторых случаях перевозчик обязан выплатить такую компенсацию пассажиру. В случае отмены рейса на расстояние до 1500 км, она составляет 250 евро, более чем 1500 км в пределах ЕС и все другие рейсы на расстоянии от 1500 до 3500 км – 400 евро, свыше 3500 км – 600 евро. Компенсация выплачивается пассажиру, если он был уведомлен об отмене рейса менее чем за 14 дней до запланированной даты вылета.

Однако компенсация не выплачивается, если перевозчик докажет, что отмена рейса была вызвана чрезвычайными обстоятельствами. Такими «чрезвычайными обстоятельствами», о которых сообщает ЕС, являются, например, решения, касающиеся управления воздушным движением, политической дестабилизации или неблагоприятных погодных условий.

Является ли забастовка столь непредвиденным обстоятельством? Как сказал в пятницу представитель ЕС Энрико Бривио, забастовки являются одним из факторов, которые «могут быть признаны исключительными», но в случае забастовки в Ryanair, Европейская Комиссия считает, что каждый конкретный случай отмены полета должен быть проанализирован отдельно.

Он добавил, что авиаперевозчик должен доказать, что существует связь между задержками или отменой рейса и возникновением «чрезвычайных обстоятельств», и что эти обстоятельства исключают действия, которые могут предотвратить аннулирование или задержку рейса.

Он подчеркнул, что, если пассажир считает, что авиакомпания не соблюдает свои условия (например, они не выплатили ему компенсацию, несмотря на то, что она была ему положена), он должен обратиться в соответствующий национальный орган.

«К сожалению, законодательство ЕС не дает однозначного определения, что является обстоятельством непреодолимой силы, а что нет. В настоящее время в Брюсселе ведется работа по его изменению, но этого не произойдет в ближайшем будущем. Сейчас многое зависит от самого перевозчика, в случае если он не соглашается на компенсацию, а действия национальных властей не влияют на его решение, пассажиру остается обратиться в суд », – сообщил источник портала aviav.ru в Европейской Комиссии.

Пилоты ирландской авиакомпании Ryanair начали 24-часовую забастовку в пятницу в знак протеста против блокировки, по их мнению, работодателем переговоров с профсоюзами. Было отменено около 400 рейсов – 17 процентов от всех запланированы на этот день.

Бортовые экипажи бастуют в Германии, Бельгии, Швеции, Ирландии и Нидерландах. Протест затрагивает интересы около 55 тысяч пассажиров, в том числе почти 42 000 – в Германии. В этой стране все 250 рейсов были отменены.

В случае отмены рейса авиаперевозчик должен доказать, что он лично сообщил пассажиру, что рейс отменен. Компенсация не выплачивается, если пассажир информируется в период от 2 недель до 7 дней до запланированного полета, который был отменен, и ему было предложено изменение маршрута, позволяющее вылететь не позднее двух часов от запланированного полета и добраться до места назначения не позднее, чем 4 часа от запланированного.

Не получают компенсацию также, если она была заранее проинформирована менее чем за 7 дней до запланированного времени отправления и ему было предложено изменение маршрута, позволяющее вылететь не позднее одного часа от запланированного полета и добраться до места назначения не позднее, чем 2 часа от запланированного.
Если авиакомпания предложила изменить маршрут и пункт назначения, пассажир прибывает с задержкой в 2-4 часа, сумма компенсации может быть уменьшена на 50 проц.

Андрей Бочкарев