Кризис в авиации больше всего затронул пилотов-женщин

Выросшая в Амстердаме, Рахна Шарма Райтер чувствовала себя особенной. В 7 лет она уже знала, что хочет стать пилотом, но никогда не встречала девушек ее возраста, у которых были бы такие же мечты. В авиационной школе в США Рахна была одной из трех женщин среди 150 курсантов. После 16 лет за штурвалом это все еще воспринимается как исключение из правил. Похоже, что ситуация на самом деле не изменилась.
Путь к штурвалу самолета никогда не был легким для женщин, и их присутствие в кабинах по-прежнему является редкостью даже в крупнейших авиакомпаниях мира. Однако до пандемии были основания для оптимизма. По данным International Society of Women Airline Pilots в Лас-Вегасе, процент женщин-пилотов в этом году во всем мире увеличился до 5,3 процента с всего 3 процентов четыре года назад. Европа лидировала в этой статистике вместе с несколькими странами, такими как Индия, где бум авиаперевозок привлек женщин к хорошо оплачиваемой профессии. Однако в мире они составляют всего 1,4 процента среди капитанов.

EasyJet под руководством тогдашнего генерального директора Кэролайн МакКолл активизировала набор персонала несколько лет назад. Lufthansa увеличила представительство женщин в кабине до 7,1 процента, пригласив их в свою летную школу. Быстрорастущая компания Wizz Air объявила об амбициозной программе по переобучению бортпроводников в пилотов.

Пандемия задержит развитие

Однако этому прогрессу угрожает пандемия коронавируса. Из-за снижения спроса на авиаперевозки только в Европе без дела может остаться более 15 000 пилотов. Перевозчики по всему миру увольняют тысячи своих сотрудников. По данным консалтинговой компании Five Aero, к концу года сокращения рабочих мест во всех авиакомпаний мира, включая бортпроводников, наземный обслуживающий персонал и другие, могут коснуться 340 000 человек.

Таким образом, представительство женщин в кабине может упасть до уровня 2016 года. Согласно оценкам, на сегодняшний день отрасль потеряла около 100 женщин-пилотов из-за недавних банкротств авиакомпаний. Причина проста — во время увольнений перевозчиками первыми уходят недавно нанятые, часто женщины-пилоты.

Lufthansa временно прекратила обучение новых пилотов. Как сообщила пресс-секретарь авиакомпании, из-за переизбытка персонала инициатива по привлечению женщин к работе по этой профессии приостановлена. EasyJet, которая в этом году достигла запланированных 20 процентов новых пилотов-женщин, сообщила, что прекратила набор и неясно, когда начнет нанимать новых сотрудников. В свою очередь, Wizz Air по-прежнему надеется, что ее программа, получившая название Cabin Crew to Captain, поможет увеличить количество женщин-пилотов с 50 до 1000 к 2027 году.

Общество еще не созрело

Женщины за штурвалом самолетов рассказывают, что, хотя их коллеги в целом проявляют к ним уважение, такое отношение не всегда исходит со стороны пассажиров. Клэр Росс, 33-летняя пилот немецкого туроператора TUI, говорит, что ее встретили такими комментариями, как “вы достаточно взрослая, чтобы летать?” и “Вы уверены, что можете припарковать самолет?”. Стереотипам в авиации мы посвятили отдельный текст, который вы можете прочитать здесь.

Согласно исследованию, опубликованному в 2016 году в International Journal of Aviation Management, одна из самых больших проблем с поддержанием работы пилотов — это графики. Ожидается, что пилоты будут проводить до 15 ночей в месяц вдали от дома, что может создать проблемы для женщин, которые по-прежнему часто берут на себя большую часть домашних и родительских обязанностей.

Несколько женщин-пилотов, пожелавших остаться неизвестными из-за страха потерять работу, заявили, что они почувствовали экономические последствия таких правил, как обязательный отпуск во время беременности. Это приводит к снижению заработной платы на одну трети. В отличие от других высокооплачиваемых профессий, европейские пилоты часто получают только установленное законом пособие по беременности и родам. Снижение заработкаможет доходить до 90 проц. в течение месяцев беременности. Некоторые пилоты откладывают рождение детей до тех пор, пока не будут погашены взятые на летную подготовку ссуды — такие расходы могут доходить до 100 тысяч долларов.

Хотя условия найма часто согласовываются производственными советами, многие женщины в них не представлены. “Нам нужно больше женщин на ответственных постах, чтобы вдохновлять и показывать пример, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал”, – говорят они.

Женщины-пилоты надеются, что кризис с коронавирусом может дать их коллегам представление о том, что значит не летать в течение длительного времени — например, как во время беременности или декрета. Не исключено, что это приведет к усилению поддержки женщин-пилотов, возвращающихся после перерыва.

Андрей Бочкарев