Lufthansa Technik закончила техническое обслуживание летающей лаборатории Boeing 747S

SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy), созданная на базе модифицированного Boeing 747SP, прошла еще один C-Check в Lufthansa Technik. 26 января в ангарах LH Technik самолет был официально передан NASA после осмотра.

B747SP SOFIA
B747SP SOFIA

Самолет SOFIA – это Boeing 747SP с довольно интересной историей. Первоначально он был приобретен Pan American World Airways и доставлен авиакомпании в мае 1977 года. Аббревиатура “SP” означает, что это ближнемагистральная версия 747 со специальными характеристиками, предназначенная для полетов дольше, чем Boeing 747 Classicc (747-100 и серии  -200 и -300). В феврале 1986 года самолет приобрела United Airlines. United ушел из действующей службы в декабре 1995 года, после чего он был приобретен NASA в 1997 году. Самолет был значительно изменен для его новой роли в качестве летающей астрономической обсерватории компанией L-3 Integrated Systems из Вако, штат Техас. Чтобы обеспечить соответствующую модификацию, в качестве полноразмерного макета использовалась разобранная секция от другого 747SP.
SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy), Стратосферная обсерватория для инфракрасной астрономии –  совместный проект НАСА и немецкого Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt (DLR), оснащенный телескопом с диаметром зеркала 2,5 метра, работающим в инфракрасном диапазоне излучения. Круглое зеркало изготовлено из керамического стекла Zerodur с нулевым тепловым расширением, покрытого отражающим алюминиевым слоем.

B747SP SOFIA
B747SP SOFIA
SOFIA – крупнейшая летающая обсерватория в мире. Она работает на высоте более 12000 метров (поскольку на меньших высотах водяной пар тропосферы Земли поглощает инфракрасное излучение). SOFIA  предназначена для изучения космической среды, включая места рождения и смерти звезд, области формирования далеких планетных систем и окрестности черных дыр в активных галактиках. Исследовательской стороной проекта и планированием наблюдательных миссий занимается Исследовательский центр NASA Ames Research Center.

B747SP SOFIA
B747SP SOFIAb
Летающая обсерватория американского космического агентства NASA и Немецкого центра космической авиации (DLR) приземлилась в аэропорту Гамбурга 30 сентября 2020 г. Целью была техническая проверка типа C. C-Check – это услуга, выполняемая каждые 16-24 месяца, в зависимости от типа самолета, или после определенного количества часов налета,  указанного производителем в руководстве к самолету. В случае B747SP SOFIA производитель  в техническом руководстве рекомендует проводить его примерно каждые 36 месяцев. Этот осмотр включает инспекцию почти всего самолета и его систем, во время которого машина не должна покидать площадку технического обслуживания, то есть специализированный ангар. Время, необходимое для завершения такой проверки занимает от 2 до 4 недель в зависимости от типа самолета, тогда как в случае с этим конкретным B747SP оно составило почти 4 месяца.
Во время расширенного сервисного обслуживания конструкция самолета прошла тщательную проверку. Для этого были сняты  двигатели и оборудование  кабины, включая панель приборов и полы, чтобы можно было  проверить все кабели и трубопроводы. Кроме того, во время последнего технического осмотра была улучшена система кондиционирования воздуха, которая в будущем позволит очень точно контролировать температуру в салоне. Это особенно важно для исследовательских инструментов, поскольку для каждого из них требуется точно отрегулированная температура окружающей среды.
Телескоп на борту SOFIA, немецкий вклад и сердце обсерватории, также подвергся полной реконструкции во время своего пребывания в Lufthansa Technik. Эта работа была выполнена исключительно сотрудниками Немецкого института SOFIA (DSI) при Штутгартском университете, которые хорошо знакомы с этой самой уникальной в мире системой. Из-за такого обширного технического обслуживания особое внимание уделяется тем пакетам работ, которые из-за их сложности выполняются только каждые три или шесть лет. Более того, программа также включает в себя большое количество более мелких задач, начиная от осмотра 2,7-метрового главного зеркала и заканчивая обновлением программного обеспечения для электронных систем телескопов.
На саму запланированную работу  было выделено более 10 000 человеко-часов, поэтому необходимо было хорошо координировать деятельность всех вовлеченных людей. “В 2014 и 2017 годах у нас уже было исключительно хорошее сотрудничество с нашими коллегами из DSI, DLR и NASA, и мы рады продолжить это сотрудничество”, – говорит Свен Хатье, руководитель проекта Lufthansa Technik, отвечающий за C-Checks SOFIA. “Здорово, что мы смогли снова приветствовать Софию”, – добавил он. В отличие от прежних визитов SOFIA в Гамбург, на этот раз ее научный инструмент (GREAT – German Astronomy Receiver at Territory Frequencies) был установлен на телескопе. По прибытии его разобрали и доставили в Институт радиоастрономии. Макса Планка в Бонне для обслуживания и модернизации.
Особые меры предосторожности во время глобальной пандемии коронавируса
Все работы в самолете велись с соблюдением строгих мер предосторожности из-за глобальной пандемии коронавируса. Lufthansa Technik и НАСА разработали и согласовали комплексные процедуры для работы в самолете и на нем. Сюда входило правило, согласно которому на борту одновременно могло находиться не более 15 человек. Техники также должны были носить средства защиты рта и носа на протяжении всей своей работы, и только основной персонал имел доступ к самолету.
Андрей Бочкарев