Аэропорт Хитроу

Международная организация аэропортов (ACI World) ответила на претензии IATA

«Мы одна экосистема, и мы не можем конфликтовать. Но наши интересы расходятся», — с такими словами к Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA)  обратился  Луис Фелипе де Оливейра, генеральный директор Международной организации аэропортов (ACI World).

Это была реакция на протест IATA против повышения аэропортовых сборов в европейских аэропортах. «Безосновательно обвинять аэропорты в том, что повышение сборов помешает усилиям по восстановлению воздушного движения», — говорит Луис Фелипе де Оливейра. Он также напомнил, что более 70 процентов членов  ACI World поддержали свои авиакомпании,  являющиеся партнерами,  во время пандемии. «Это, что  тогда было необходимо сделать », — сказал он.

Это не первый случай, когда IATA критикует аэропорты и работающие там компании за повышение тарифов. В октябре 2021 года ассоциация заявила, что увеличение сборов со стороны аэропортов и поставщиков аэронавигационных услуг уже составило 2,3 миллиарда долларов, а дальнейшее повышение может быть «в десять раз выше», если уже поданные предложения будут приняты во внимание.

«Вопиющая несправедливость заключается в том, что акционеры большинства аэропортов не решились оказывать им финансовую поддержку, в то время как для авиакомпаний государственная помощь была обычным делом»,  — сказал Уилли Уолш, президент IATA.

Amsterdam Schiphol

С другой стороны, ACI World указывает, что средний мировой доход от сборов на пассажира не увеличился, а фактически снизился примерно на 20 процентов  в 2014-2019 гг., несмотря на увеличение капитальных затрат (CAPEX) в этот период. Согласно ACI, влияние аэропортовых сборов на пассажиров «очень мало или незначительно» и составляет около 5 проц. от расходов авиакомпаний. ACI также добавляет, что 24 проц.  сборов авиакомпаний поступают из доходов аэропортов.

ACI World также отмечает, что аэропорты  вынуждены постоянно делать инвестиции. Организация подсчитала, что в мире к 2040 году необходимые инвестиционные расходы достигнут 2,4 триллиона долларов. «Вот почему аэропорты должны иметь возможность устанавливать коммерческие сборы», — говорит  де Оливейра. По его словам, там, где существует чрезмерный спрос на пропускную способность аэропортов, а расширение затруднено, аэропортовые сборы должны играть ключевую роль в определении того, какие авиакомпании будут наилучшим образом использовать ограниченную пропускную способность. По его мнению, увеличение платы указывает на проблемы с недостаточной инфраструктурой, а плата является своего рода проверкой того, готов ли рынок платить за расширение мощностей.

Аэропорт Шарль-де-Голль Париж CDG (LFPG)

В 2023 году ситуация  станет лучше

Прогнозы по пассажирским авиаперевозкам улучшаются месяц за месяцем. Летний сезон закончился, и в часы пик в большинстве аэропортов снова многолюдно.

«С другой стороны, когда пропускная способность аэропорта не используется, аэропортовые сборы играют роль в обеспечении стимулов для новых услуг, особенно в увеличении региональных сообщений, и, таким образом, максимизируют экономические и социальные выгоды от воздушного транспорта», — считает глава ACI World.

По мнению руководства ACI, необходим новый подход к аэропортовым сборам и правилам, и очень важно, чтобы они служили интересам путешествующих сообществ и местных сообществ.
При описании будущей политики в отношении сборов ACI рекомендует строго учитывать аэропортовые сборы, основанные на затратах. «Основное внимание в платежах должно быть уделено потребностям рынка и сигналам для эффективного использования инфраструктуры», — говорится в отчете ACI. Его авторы предполагают, что при изменении конкурентной среды лучшим решением будет заключение коммерческих соглашений между аэропортами и авиакомпаниями.

В отчете также говорится, что любые соображения, касающиеся оплаты аэропортовых сборов, должны подлежать анализу затрат и выгод. В тех случаях, когда коммерческие соглашения между аэропортами и авиакомпаниями не приводят к удовлетворительному снижению аэропортовых сборов, должны применяться «легкие» правила.

«Каждое применяемое регулирование должно быть нацелено на поддержку эволюции конкурентных сил и побуждать участников рынка принимать самостоятельные решения», — говорится в отчете.
Вслед за аэропортом Схипхол в Амстердаме также планирует поднять сборы и лондонский аэропорт  Хитроу. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выразила свой протест против этого.

Андрей Бочкарев