Министр транспорта Замбии не знал о заказе Sukhoi Business Jet?

Российское правительство заявило на днях о расторжении контракта по поставке в Замбию президентского Sukhoi Superjet 100 в VIP-версии из-за неспособности страны финансировать сделку, несмотря на то, что она внесла авансовый платеж за покупку.

Sukhoi Business Jet
Sukhoi Business Jet

В сентябре 2018 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил, что Россия и Замбия подписали соглашение о продаже одного SSJ 100/95 в VIP-конфигурации, и добавил, что две страны ведут переговоры о приобретении еще четырех.

«С Замбией был подписан контракт на поставку одного самолета VIP-версии. В ближайшее время ожидается предоплата, и обсуждается возможность покупки четырех пассажирских самолетов Superjet 100», – сказал тогда Мантуров.

Когда журналист из Лусаки попросил министра транспорта и коммуникаций Замбии д-ра Брайана Мусимбу объяснить, почему правительство покупает еще один VIP-самолет для главы государства, он отрицал, что знал о сделке, назвав этот слух фальшивой новостью.
«Я думаю, что это фейк. Я понятия не имею, о чем идет речь в этой истории … Я не могу говорить о том, что президент покупает самолет для себя или нет, это не входит в мои полномочия. Но Замбия или компания из Замбии не заказывали российских самолетов», – сказал Мусимба.

Однако выяснилось, что предполагалась покупка пяти самолетов для Министерства обороны, а версия VIP предназначалась для президента.

Постоянный секретарь Министерства обороны Старди Мвале затем подтвердил, что правительство планировало приобрести самолеты, проведя сделку как закупку для военно-воздушных сил Замбии. Он довольно туманно объяснил, что некоторые из самолетов предполагалось использовать  в коммерческих целях для «возрождения воздушного движения Замбии», которые фактически подпадают под действие Министерства транспорта.
Министр подтвердил, что один из самолетов мог бы использоваться для контроля воздушного пространства и борьбы браконьерством (!), один для VIP-пользователей, а три других — для коммерческих целей.

«Эта закупка самолетов и связанных с ними авиационных продуктов является длительным процессом и все еще продолжается из-за времени, которое требуется для выбора подходящего самолета и оборудования. Всякий раз, когда бюджетные ассигнования были доступны и были даны руководящие указания по закупкам, мы, приобретали необходимые средства для воздушной и наземной обороны для удовлетворения потребностей страны в области национальной безопасности», – сказал Мвале в октябре 2018 года.

Российский производитель самолетов позже объяснил, что он поставит только один VIP Sukhoi Superjet для главы государства после того, как будет пересмотрены условия сделки.
Вице-президент компании Евгений Андрачников объяснил, что стоимость такого VIP-самолета будет составлять около 50 миллионов долларов США. «Контракт подписан, и в 2019 году Sukhoi Business Jet в VIP-версии будет доставлен президенту Замбии», – сказал Андрачников в своем выступлении на форуме «Российская бизнес-авиация». «Этот авиалайнер стоит 45-49 миллионов долларов. Это намного дороже, чем пассажирский SSJ-100, который стоит около 30 миллионов долларов», – добавил он.

Однако, выступая в кулуарах российско-африканского саммита, российский министр торговли заявил, что Замбия указала на отсутствие возможностей для финансирования сделки.
«Контракт на поставку самолёта SSJ 100 в VIP-версии в Замбию был приостановлен, потому что у страны недостаточно средств для финансирования контракта», – заявил Мантуров в рамках российско-африканского форума, где также было объявлено о списании долга африканским странам.

«Мы учитываем опыт работы с мексиканским рынком, куда мы поставили более 20 самолетов. Помимо изменений в экономике региона, которые повлияли на эксплуатацию поставленного самолета, не были полностью решены некоторые проблемы с техническим обслуживанием, в этой части были определенные недоработки. Например, в Африке мы подписали контракт на поставку VIP-версии SSJ 100 в Замбию. Но из Замбии, кроме авансового платежа, не поступало средств для финансирования этого самолета, поэтому контракт был заморожен», – сказал Мантуров.

Между тем источник в Министерстве обороны проговорился журналистам, что вся российская сделка по закупке самолетов стоила 198 миллионов долларов США.

«Общая сумма сделки составляет 198 миллионов долларов США. В контракте содержалось много деталей. Эти деньги не включают Gulfstream, который недавно был куплен для президента. Gulfstream был куплен у самой американской компании Gulfstream. Самолет, ожидаемый из России, – другой президентский самолет, VIP-версия обычного пассажирского самолета», – пояснил источник.

Таким образом, все эти самолеты покупались через ZAF (ВВС Замбии). Хотя очень странно, что Мусимба, по его словам, отвечающий за национальную авиакомпанию, якобы понятия не имел о сделке, в соответствие с которой три самолета планировалось использовать в коммерческих целях в ливрее Zambia Airways.

История может показаться запутанной, если не знать реалий коррумпированных африканских стран. По сообщению источника нашего портала из Лусаки, схема была довольно проста – самолеты купленные за счет бюджета (а точнее обменянные на активы замбийский предприятий, добывающих медную руду и изумруды), предполагалось сдавать в (суб)аренду через подставные компании. Т.е. ВВС Замбии могло сдавать самолет(ы) некой частной компании, а та, в свою очередь, национальному перевозчику Zambia Airways.

Причина, по которой эта сделка не состоялась, была описана в предыдущем материале. Если говорить кратко – стороны, скорее всего, не договорились об оценке активов тех предприятий, которые предполагалась уступить российскому бизнесу в обмен на самолеты. Кстати недавнее (в марте этого года) приобретение Gulfstream G650 для президента обошлось замбийской казне в 65 миллионов долларов США. Средства нашлись.

Андрей Бочкарев