SSJ-100

Norwegian опровергает слухи о покупке SSJ100

Как следует из сообщений российских СМИ, одна из крупнейших в Европе бюджетных авиакомпаний Norwegian Air Shuttle, подписал предварительное соглашение об аренде 40 российских региональных пассажирских самолетов SSJ100. Взамен она получает право на полеты над Сибирью по сниженным тарифам. Норвежская авиакомпания уже много лет добивается разрешения на транссибирские рейсы из Европы в Юго-Восточную Азию (включая КНР, Республику Корея и Японию). Она даже обращалась за поддержкой в этом вопросе к правительству Осло. Компания также требовала закрытия воздушного пространства над Норвегией для российских перевозчиков, чтобы получить одобрение Москвы.

SuperJet-100
SuperJet-100

Предполагается, что, используя более короткий транссибирский маршрут, авиакомпания может сэкономить до 5 часов полета и 80 000 USD (в обе стороны). Поскольку производители SSJ100, поддерживаемые российскими властями, ищут иностранных получателей этого типа самолетов, именно их продажа была предложена норвежцам в обмен на такие льготы. Стоимость контракта может составить эквивалент 2 миллиардов долларов США (каталожная цена SSJ в 2018 году достигла 50,5 миллионов долларов США).

Соглашение с норвежцами якобы предусматривает, что первые 10 SSJ100 будут доставлены Norwegian Air Argentina – южноамериканскому филиалу скандинавского перевозчика. Еще 30 самолетов присоединятся к основному флоту Норвегии через дочернюю лизинговую компанию.

В настоящее время норвежцы использует только американские Boeing 787 и 737. На первых они должны заменить неисправные двигатели Rolls Royce, что означает несколько недель заземления, а 737 MAX не летают в течение нескольких месяцев после двух катастроф, вызванных дефектами программного обеспечения. Такое положение вещей может сохраниться на протяжении многих месяцев. Несмотря на эти проблемы, представители Norwegian опровергают сообщения российских СМИ о сделке по SSJ100. Они только признают, что ведут переговоры, в том числе по использованию транссибирского воздушного коридора.

Российский Аэрофлот остается ключевым пользователем SSJ100. В настоящее время он использует 49 самолетов этого типа и заключил предварительное соглашение о покупке еще 100 бортов этой модели. Ожидается, что Аэрофлот получит как минимум 5 штук SSJ100 в 2019 году, но давление со стороны российских властей, вероятно, приведет к удвоению этого числа. Мало того, ему же поступают сборы, взимаемые с иностранных авиакомпаний за пролет над Сибирью.

Стоит напомнить, что недавно SSJ100 в цветах Аэрофлота разбился в московском аэропорту Шереметьево. Тогда погибло 41 человек. Выяснилось, что причиной неудачной аварийной посадки были многочисленные ошибки пилота, тем не менее аварийная посадка была вызвана технической неисправностью, что оказало катастрофическое влияние на мнение об этом самолете.

Из-за катастрофы и проблем с послепродажным обслуживанием на SSJ100 за пределами России нет заинтересованных в их покупке. Пока за рубежом их использует только мексиканский перевозчик Interjet. У него 23 штуки, но в 2018 году только 12 из них были условно годными к полетам, однако реально летает только 6. В свою очередь, флот из SSJ100 ирландской CityJet остается заземленным и ведутся тяжелые переговоры об их возвращению производителю.

Финансовые и технические проблемы Norwegian могут быть значительно усугублены покупкой российских самолетов. Чтобы покрыть затраты на покупку 40 SukhoiSuperJet-100, перевозчику необходимо выполнить более 25 000 полетов над Сибирью. Рассчитывать на прибыль от эксплуатации SSJ100 не приходится и это мало кому удавалось до сих пор, но их можно дешево перепродать, например, за полцены.

Андрей Бочкарев