Новый аэропорт Стамбула – инструкция по применению

Новый аэропорт в Стамбуле – это шанс для быстро растущей турецкой авиакомпании Turkish Airlines во все более жестких условиях борьбы с конкурентами из стран Персидского залива за доминирование в регионе. Это также очень хороший пример для других крупных проектов, чтобы избегать ошибок. Приглашаем вас к краткому обзору и фотоотчету о новом аэропорту Турции.

История аэропорта

После трех неудачных стартов и протестов сотрудников по поводу трудных условий труда, 5 апреля этого года Турция открыла новый аэропорт в Стамбуле. Но прежде чем это произошло, давайте немного проследим историю. Строительство аэропорта началось в 2013 году. В тендере, утвержденном в 2013 году, победил консорциум турецких компаний Limak, Cengiz, Kolin, Ma-Pa и Kalyon. Для строительства и 25-летней аренды третьего аэропорта в Стамбуле консорциум-победитель предложил самую высокую ставку в 22,15 млрд евро, которая может даже увеличиться до 26 млрд евро из-за задержки. Строительство нового порта является крупнейшей частной инвестицией в истории Турции. Оно могло завершиться вовремя, без упомянутой задержки, но в феврале 2014 года турецкий суд постановил приостановить строительные работы.

Причиной этого стало отсутствие всесторонних экологических экспертиз, которые должны были определить влияние нового аэропорта на окружающую природную среду, включая спил около 1 миллиона деревьев. В конце концов, подготовка экспертных заключений завершилась в начале 2015 года, что значительно задержало строительные работы, которые возобновились 1 мая 2015 года. Весь строительный объект состоит из 8468 отдельных проектов, над которыми работало 9000 сотрудников, в том числе 366 – в конструкторском бюро. На строительной площадке было задействовано 800 грузовиков, которые перевозили 1,2 миллиона кубометров грунта в сутки.

Общая стоимость строительства первой очереди аэропорта составила около 10,2 миллиарда евро, из которых 5 миллиардов евро поступили в виде кредитов от шести турецких банков, а остальная часть – из государственного бюджета. Управляющим новым портом стала компания IGA – Аэропорт Гранд Стамбула (Havalimanı İşletmesi A.Ş.). Новый аэропорт является основной базой для авиакомпании Turkish Airlines и на первом этапе развития способен принимать до 90 миллионов пассажиров в год. В конечном итоге у него будет шесть взлетно-посадочных полос.

С 2025 года запланирован последний этап расширения порта, который увеличит его пропускную способность к 2028 году до 200 миллионов пассажиров в год. Ожидается, что IST станет не только гигантским пассажирским, но и не менее значимым грузовым аэропортом. По данным турецкой службы Hürriyet Daily News, ежегодно через турецкий аэропорт будет перевозиться 2,5 млн грузов, и в два раза больше после расширения. На строительстве нового хаба долгие годы настаивала Turkish Airlines, чье динамичное развитие ограничивалось отсутствием дополнительно пропускной способности аэропорта им. Ататюрка, который после открытия новой воздушной гавани уже обслуживает только деловые и грузовые рейсы.

Согласно старой информации, появившейся в турецкой прессе, движение в аэропорту имени Сабиха Гекчен могло быть ограничено. Однако этого не произошло, и многие перевозчики, из-за отсутствия хорошего сообщения нового аэропорта с центром, просто выбрали аэропорт Сабихи Гекчен в качестве своей основной базы. Такое решение было принято, среди прочих авиакомпанией Pegasus Airlines.

Основные данные нового аэропорта

Стамбульский новый аэропорт – IATA: IST, ИКАО: LTFM
Две взлетно-посадочные полосы 16L / 34R и 16R / 34L на 3750 м
Две ВПП 17L / 35R и 17R / 35L на 4100 м (в стадии строительства)
Хаб для Turkish Airlines, Onur Air, AtlasGlobal
Крупнейшее в мире здание терминала площадью 1,4 млн кв.м.
Башня авиадиспетчерской службы, вдохновленная цветком тюльпана, занимает 5000 квадратных метров поверхности и имеет 90 метров в высоту
371 парковочное место для самолета
228 пунктов паспортного контроля
20 тысяч пассажирских мест
7 главных входов в терминал, включая отдельный для бизнес-класса
42 км багажных транспортерных лент
566 пунктов регистрации
144 независимых пункта регистрации
143 рукава/пирса
Парковка на 42 тысячи автомобилей
3,1 миллиона квадратных метров перрона
22 тысячи квадратных метров бизнес-залов
55 тысяч кв.м зоны Duty Free
32 тысячи кв.м ресторанных площадей
2,5 тысячи квадратных метров кассы
10 тысяч кв.м. занимает торговую зону

Строительство разделено на 5 этапов

Строительство нового аэропорта было разделено на пять этапов.

Этап 1 – 2018:

Основной терминал площадью 1,4 миллиона кв. метров
143 рукава/пирса
Парковка на 42 тысячи автомобилей
Две независимые взлетно-посадочные полосы
3,1 миллиона квадратных метров перрона
Этап 1B – 2019 (в процессе):
Следующая третья взлетно-посадочная полоса + рулежные дорожки (в процессе, планируется открытие в конце августа)

Этап 2 – 2022:

Дополнительный 1 миллион квадратных метров перрона
Еще одна, четвертая, взлетно-посадочная полоса

Этап 3 – 2025:

Дополнительный терминал площадью 400 тыс. кв. м
Пятая ВПП + РД
Дополнительный 1 миллион квадратных метров перрона

Этап 4 – 2027:

Дополнительное место площадью 250 000 кв.м.
Шестая ВПП + РД + Дополнительные рулежные дорожки
Дополнительно 0,9 млн. кв.м. перрона
Ключевые данные после окончания всех работ:
1,6 миллиона квадратных метров площади терминала
Общая пропускная способность до 200 миллионов пассажиров в год
Шесть ВПП (пять параллельных + одна перпендикулярная)
185 рукавов/платформ
Железнодорожный вокзал на главном терминале
Станция метро на главном терминале
Три отдельные технические зоны с ангарами
Восемь площадок/парковочных мест для погрузки груза
Пространство перрона на 500 самолетов общей площадью 6,5 млн кв.м.
Парковка на 70000 автомобилей

Дополнительные возможности аэропорта: больница, отели, мечеть, многоконфессиональная часовня, конгресс-центр, а также здания для обработки отходов и очистки воды (некоторые из них уже существуют).

Организация общественного транспорта до нового аэропорта Стамбула (частично открыто)
Одна из проблем с новым аэропортом Стамбула – доступ на общественном транспорте. К сожалению, несмотря на многие заверения, не удалось вовремя подготовить железнодорожные линии и линии метро, и единственная текущая возможность добраться до аэропорта – это автомобильный транспорт.

Автобусы в Стамбул

Автобусные маршруты от и до аэропорта открыты с 29 октября 2018 года. В период с 2018 по 2028 год автобусные перевозки будут обслуживать HAVAIST и IETT, и обе автобусные компании являются собственностью компании Otobüs. Каждый день между Стамбулом и новым аэропортом курсирует 150 новых автобусов. 20 маршрутов поддерживают HAVAİST, а 3 – компании İETT. Время в пути от 30 до 90 минут, в зависимости от пункта назначения.
Метро в Стамбул

В конечном итоге в новом аэропорту Стамбула появится станция метро. Строящаяся линия метро М11 будет открыта в начале 2020 года (предварительная информация указывает на конец первого квартала). M11 будет идти из аэропорта через Ихсание, Ишиклар, Отогар, Гектюрк, Кемербургаз и Кашитане до станции метро Gayrettepe в районе Шишли. Gayrettepe – это вокзал в Бешикташе, удобно расположенный в деловом районе Левента. Кроме того, можно пересесть на линию метро М2 до центра города и Метробуса. В аэропорту будет три станции метро, но в настоящее время мало что известно о цене, времени в пути и расписании этого вида транспорта. Западная часть линии метро M11 между аэропортом Стамбула и станцией метро Halkalı определенно не откроется до 2022 года.

Поезд в Стамбул

В ближайшем будущем аэропорт Стамбула также будет иметь высокоскоростное железнодорожное сообщение (HST) через мост Султана Селима, что позволит пассажирам быстро путешествовать между европейской и азиатской частями Турции. Железнодорожное сообщение обеспечит прямое сообщение на общественном транспорте между новым аэропортом Стамбула и аэропортом Сабиха Гекчен в Стамбуле. Этот престижный проект известен как Северное Мраморное шоссе, и его завершение запланировано на конец 2021/22.

На машине – путь самый быстрый

Самый быстрый и пока самый удобный способ добраться до нового аэропорта – на автомобилях и такси. Аэропорт очень хорошо отмечен знаками на шоссе. За такси до центра Стамбула придется заплатить около 135 турецких лир или около 21 евро. Примеры расстояний от разных частей Стамбула:

Европейская часть
Авджилар – аэропорт Стамбула – 53 км
Гайреттепе – аэропорт Стамбула – 38 км (центр города)
Таксим – Стамбул – 40 км
Левент – аэропорт Стамбула – 36 км
Маслак – аэропорт Стамбула – 35 км

Азиатская сторона
Кавачик – аэропорт Стамбула – 42 км
Ускюдар – аэропорт Стамбула – 47 км
Кадыкёй — аэропорт Стамбула – 52 км
Пендик — аэропорт Стамбула – 73 км

Недостатки, которых можно было избежать

Новый аэропорт является прекрасным объектом, но, как это бывает с этим типом проектов, есть несколько недостатков. Как видно из написанного выше общественный транспорт в достаточном объеме появится только в будущем. Именно проблема доступа к аэропорту вызывает наибольшие разногласия по поводу нового порта, потому что, несмотря на задержку и предыдущие гарантии, оказалось нереальным построить вовремя метро и железную дорогу. Это также хороший урок для других портов мира. Сначала подъезд, железная дорога, дороги и, возможно, метро, и только потом открытие нового аэропорта. В этом случае порядок совсем обратный.

Большим недостатком нового порта является также небольшое количество движущихся тротуаров в аэропорту, а также отсутствие транспорта между терминалами аэропорта. Большую часть маршрута нужно проходить пешком, и, е, как нетрудно догадаться, что находясь на самом большом терминале в мира, тяжело успеть во время сделать пересадку, если гейт находится е его другом конце.

В аэропорту есть бесплатная сеть Wi-Fi, но для входа в нее требуется проверочный код, отправленный на наш мобильный телефон. Иногда очень трудно войти в систему, поскольку в течение долгого времени нет SMS с подтверждением, а когда он приходит, то уже может оказаться не действителен, потому действует в течение 2 минут с момента, когда вы нажимаете кнопку отправки запроса. Также нет подробной информации о том, как наши данные хранятся и обрабатываются.

Другим недостатком такого глобального и гигантского концентратора является недостаток места на некоторых гейтах, а также отсутствие сетевых розеток и usb. Многие люди хотят работать на ноутбуке или зарядить свой телефон и бегают по залам в поисках настенной розетки или разъема USB.

Роскошные впечатления о новых бизнес-салонах

Однако залы ожидания бизнес-класса выглядят иначе. После успешного переезда Turkish Airlines (THY) в новый дом в новом аэропорту Стамбула, флагманский перевозчик этой страны повысил уровень комфорта, предлагаемый пассажирам путешествий высшего класса, благодаря новым бизнес-салонам. На обратном пути в Анкару у нас было три часа, чтобы немного попробовать Turkish Business Lounge.

Внастоящее время открыто три бизнес-салона: один внутренний и два международных. Турецкий бизнес-зал доступен для всех бизнес-пассажиров Turkish Airlines и клиентов Star Alliance; вход в зал находится возле выхода E1, нет возможности привести гостя;
Турецкий зал Miles & Smiles доступен для клиентов Miles & Smiles Elite и Elite Plus, а также для всех участников Star Alliance Gold; вход в зал находится рядом с выходом C1, и каждый пассажир может привести с собой одного гостя;

Turkish Domestic Lounge (внутренние рейсы) доступны для всех пассажиров бизнес-класса Turkish Airlines и бизнес-класса Star Alliance, корпоративного клуба Turkish Airlines (Турция), клиентов Miles & Smiles Elite и Elite Plus, а также всех членов альянса Gold Star.
Еще две комнаты отдыха, которые откроются в конце лета этого года:
Турецкий зал прибытия (прибытие);
Turkish Exclusive Lounge;

Бизнес-лаунж Turkish Airlines, предназначенный для идеального путешествия, имеет площадь 5600 кв.м. и может вместить 765 человек. С новыми номерами и люксами, душевыми кабинами, кинозалом и библиотекой, а также изысканными турецкими блюдами и различными развлекательными заведениями, такими как поле для гольфа и музей со специальной детской зоной, новая гостиная создает впечатление пятизвездочного отеля для пассажиров бизнес-класса.

Зал оборудован автоматическими входами. Просто отсканируйте посадочный талон, и ворота откроются. Если есть проблема с входом в гостиную, с левой стороны ворот находится стойка регистрации. При входе нас встречает большой светодиодный экран с визуализациями. Шкафчики в багажном отделении похожи на те, что используются в аэропорту им. Ататюрка. Генераторы паролей Wi-Fi определенно приходят из старого зала. К сожалению, новый салон имеет те же проблемы, что и старый в а/п им. Ататюрка. Wi-Fi очень медленный, а иногда и бесполезный. Мы не знаем, почему такой аэропорт и авиакомпания ничего не делают с этим. Во многих случаях это заканчивается запуском собственной точки доступа. Для тех, у кого нет роуминговых пакетов в салоне, есть также небольшой бизнес-центр, состоящий из общей рабочей станции с компьютерами и многофункциональными устройствами. Рядом также есть шесть конференц-залов, где пассажиры могут организовать деловые встречи.

Бизнес-зал определенно кажется больше, чем в старом аэропорту, который был действительно переполнен в час пик. Большинство мест расположены вокруг ресторанов, находящихся в зале. Конфигурация телевизионной зоны схожа с той, что была в старом аэропорту, но открытые потолки и конструкция стен определенно создают ему другую атмосферу. В нем преобладает турецкий и средиземноморский стиль, и нет электрических розеток, что может быть хорошим решением, поскольку предполагается, что это место для приема пищи, а не рабочая зона. Бизнес-зал, который должен внести значительный вклад в турецкую гастрономию, также включает в себя специальные места, в том числе большую часть, посвященную турецкому чаю. В другой части есть очень хорошая игровая площадка для детей с самолетом, горками и автоматом для попкорна! Она находится в конце салона и предоставляет детям идеальное пространство для игр, не мешая другим пассажирам. Все удобства из старого салона перешли на новый. Гольф-симулятор, масштабная гоночная трасса, комната Play Station и массажные кресла, которые помогут нам расслабиться после полета.

В целом, салон приносит совершенно новое качество, с чем также поздравляем Turkish Airlines. Он предлагает несколько разных настроений в зависимости от того, как мы хотим провести время. Есть также больше предложений еды, приготовляемых на глазах пассажиров, а также большие душевые и частные апартаменты для отдыха.

Впечатления от нового аэропорта

В целом, новый аэропорт и его огромное здание терминала производит большое впечатление, которое оставляет очень хорошие воспоминания о путешествии через этот порт. В скором времени это будет крупнейший аэропорт в мире, поэтому это, безусловно, большая гордость для Turkish Airlines, а также для всей страны. С точки зрения дизайна, это впечатляющий аэропорт, который он представляет огромный качественный скачок по сравнению с бывшим аэропортом им. Ататюрка, хотя и тот был не плох.

Авиакомпания Turkish Airlines летает в большее количество стран, чем любая другая авиакомпания в мире, и старый аэропорт просто не смог справиться с таким количеством пассажиров. Большое пространство, очень большие бизнес-салоны, разнообразные магазины и рестораны предлагают образ маленького и самодостаточного законченного города, который живет своей жизнью вдали от шума и суеты красочного Стамбула. Мы считаем, что после устранения всех неудобств и полного расширения, новый аэропорт окажется в авангарде лучших аэропортов мира. В конце концов, это удача как для Turkish Airlines, так и управляющей компании IGA Airport.

Андрей Бочкарев