Очередной SSJ-100 не достиг места назначения, что происходит в российской авиации?

Российский национальный перевозчик отменил почти 50 рейсов с Sukhoi Superjet-100, после того, как неделю назад один из них потерпел катастрофу, в которой заживо сгорел 41 человек. На днях еще один SSJ-100 не достиг места назначения.
По данным портала Flightradar, ночью с воскресенья на понедельник самолет SSJ-100 компании «Аэрофлот», летевший из Москвы (Шереметьево) в Самару, пролетев над городом, неожиданно вернулся в Москву и там приземлился. «Аэрофлот» не сообщил причины возврата машины.

На прошлой неделе «Аэрофлот» отменил около 50 рейсов SSJ-100 после того, как 5 мая он вернулся на Мурманский SSJ-100, но ему не удалось благополучно приземлиться. Машина ударилась о взлетно-посадочную полосу и загорелась, 41 человек погиб, а 37 отправились в больницы. В СМИ появилась информация о том, что пассажиры массово возвращают билеты на рейсы SSJ-100. Перевозчик эту информацию вяло опровергает.

В парке «Аэрофлота» имеется 49 машин SSJ-100. Эксперты подчеркивают, что даже до последнего крушения «Аэрофлот» часто заменял SSJ-100 на другие машины, если это было возможно. Известно, что с самого начала эксплуатации новой российской пассажирской машины, впервые созданной после распада СССР, его надежность была крайне невысокой и это вызвало волну возвратов иностранными перевозчиками.

Причины катастрофы 5 мая до сих пор неясны. Самолет был новым (2 года), он прошел технический осмотр в апреле. По официальной версии имела место ошибка пилота, но он сам это отрицает.

«Удар молнии в самолет не должен вызывать никаких последствий. Такие случаи являются одним из требований для сертификации каждого самолета», – напоминают авиационные эксперты.

По их мнению, причин для отмены эксплуатации SSJ-100 может быть две. Либо самолет имеет дефектную конструкцию, а это означает, что органы, ответственные за выдачу сертификата, не выполнили свои обязанности и не проверили самолет должным образом. Либо это дефект элемента, который в процессе производства не был обнаружен контролерами.

Поэтому эксперты считают, что самое главное искать не виновных в катастрофе  5 мая, а определить, что случилось с самолетом. После удара молнии вся электроника вышла из строя, чего не должно было случиться, связь прервалась, а машина была перегружена. Пилоты приземлились вслепую, без каких-либо данных от приборов и диспетчерской вышки.

К этому добавилась слабая подготовка пилотов в России. «Их не учат их аварийным посадкам, когда происходит накопление критических явлений», – считают летчики-ветераны. Отчасти это действительно так. Однако на это есть объективные причины. Первая из них состоит в том, что пилотов не хватает и их подготовка очень дорога. Симуляторы полетов не могут обеспечить 100-процентный реализм аварийных ситуаций, а это значит, что для отработки навыков придется ни один раз поднимать в воздух настоящий авиалайнер. В конечно итоге это скажется на ценах авиабилетов.

Пассажирам и экипажу придется в последующие годы все больше полагаться на автоматику и электронику. Это также естественно как полагаться на автоматическую коробку передач в автомобиле. Уже никто не требует, чтобы водитель умел пользоваться ручной КПП, да еще с перегазовкой между переключением. Главное здесь – найти разумный компромисс. А он состоит в том, чтобы авиакомпании пользовались проверенными и зарекомендовавшими себя машинами, а не теми которые им кто-то навязывает.

Андрей Бочкарев