Пассажирский вариант Ту-160 – реальный проект или технологическая авантюра?

В опубликованных на страницах нашего портала статьях «Бизнес-джет на базе стратегического Ту-160 — трезвый анализ»  и «Пассажирский Ту-160 – на сверхзвуковой скорости … впереди паровоза» наши авиационные эксперты подробно рассмотрели вопрос почему создание сверхзвукового бизнес-джета на базе стратегического бомбардировщика Ту-160 в принципе нереально. Но поскольку такие потуги, оформленные в яркую обертку патриотических устремлений, сулят большое финансирование, в т.ч. государственные дотации, энтузиазм потенциальных бенефициаров не утихает.

Ту-160

Однако в этот раз финансовая помощь может прийти с неожиданной стороны. Оказалось, что арабские авиакомпании заинтересованы в решении, которое позволит им летать со скоростями выше 2 Mach на дальних рейсах.

Как выяснилось, Россия ведет переговоры о создании нового гражданского сверхзвукового самолета в партнерстве с Объединенными Арабскими Эмиратами. Цель состоит в том, чтобы получить финансовые ресурсы для разработки и производства самолета с характеристиками, превышающими характеристики Туполев Ту-144, разработанного в 1960-х годах.

Изначально проект финансировался бы суверенным фондом благосостояния Mubala, а реализация задач по разработке и производству осуществлялась российской государственной Объединенной авиационной корпорацией (ОАК). Предполагается представить проект уже в середине 2022 года, почти через 55 лет после Ту-144, и по сей день — одного из крупнейших провалов процветающей советской аэрокосмической промышленности.

В 2018 году во время летных испытаний модернизированной версии сверхзвукового бомбардировщика Туполев Ту-160 президент России Владимир Путин неосторожно предложил создать гражданскую версию, точнее бизнес-джет. Эту идею подхватил производитель в предвкушении увеличения государственного финансирования. Преимущество такого решения якобы состоит в том, что оно использует ряд существующих систем и элементов, но отпадает необходимость перепроектирования всей базовой конструкции. OAK полагает, что может разработать решение, которое могло бы удовлетворить гражданским требованиям, в то же время повторно используя большую часть того, что уже существует в бомбардировщике. Но здесь кроется определенная доля лукавства, присущего всем финансируемым извне организациям.

Разработка Ту-144 была одной из самых сложных задач, поставленных перед собой Советским Союзом, технические проблемы которой он решал, в том числе и средствами промышленного шпионажа. В результате Ту-144 получился подозрительно похожим на французско-британский Concorde, хотя и еще менее удачным. Но то был гражданский проект, изначально предусматривающий наличие более или менее просторного салона для пассажиров. Другое дело Ту-160, разрабатывавшийся исключительно в военных целях. Его фюзеляж и внутреннее пространство не предусматривало наличие внутри живых людей, кроме членов экипажа в кабине. Помимо наличия силовых конструктивных элементов внутри, препятствующих перемещению (тяжелый бомбардировщик требует прочного центроплана), появляется проблема герметизации и т.п., т.е. проблема обеспечения условий жизнедеятельности.

Одним из препятствий для производной версии Ту-160 являются строгие экологические нормы, которые существуют практически на каждом потенциальном рынке самолетов, особенно в Европе и Соединенных Штатах. Высокий уровень шума и выбросов загрязняющих веществ Ту-160 вряд ли будет одобрен их государственными органами.

Будущий сверхзвуковой пассажирский самолет большой вместимости может стать привлекательным проектом для арабских компаний, которые нуждаются в скоростных трансконтинентальных перевозках. Тем не менее, осознавая необходимость соблюдения требований по охране окружающей среды и безопасности на основных международных направлениях.

XB-70 VALKYRIE CIVIL VARIATION

 

XB-70 VALKYRIE гражданский вариант
Один из самых любопытных проектов такой трансформации из бомбардировщика был американский сверхзвуковой NAC-60. Американцы вложили миллионы долларов и годы исследований в проект сверхзвукового стратегического бомбардировщика XB-70 Valkyrie. Гигантский самолет был оснащен шестью двигателями GE YJ93-GE-3, которые выдавали в общей сложности не менее 28 000 фунтов тяги, позволяя экспериментальному бомбардировщику достигать скоростей выше Маха 3. Однако конструкция была настолько сложной, что ее жизнеспособность была почти нулевой. Авария с одним из прототипов привела к немедленной отмене программы. Первоначальное предположение, состоявшее в том, чтобы создать гражданский самолет на базе стратегического бомбардировщика Valkyrie, в упрощенном варианте проекта, оказалось настолько невыполнимым, что его даже в серьез рассматривать не стали.

Собственно говоря, ничего предосудительного в стремлении заполучить лишний источник финансирования для какого-либо проекта, даже столь одиозного, как пассажирский самолет на базе стратегического бомбардировщика Ту-160, нет. Хотя он и выглядит больше, как технологическая авантюра. Возможно, в результате хотя бы малой доли достигнувшей цели финансирования будут найдены какие-то новые решения, разработаны новые материалы. Тем более в данном случае, остается надеяться, не пострадает госбюджет, а значит и интересы налогоплательщика. Риски несет заказчик – иностранное частное лицо или лица, точнее фонд Mubala.

Андрей Бочкарев