Винглеты Boeing 737 MAX 8

По следам недавних катастроф – что мы знаем о Boeing 737 MAX?

Недавние аварии двух Boeing 737 MAX вызвали тревогу и волну домыслов по всему миру. Если почти новый самолет того же типа выходит из строя через короткие промежутки времени сразу после старта на сопоставимой высоте полета, это дает много поводов для размышлений. Эксперты нашего портала суммировали новую информацию и сведения о  программе  B737 MAX.

Boeing 737 MAX 8 - по следам катастрофы
Boeing 737 MAX 8

B737 – самый популярный самолет в мире

Boeing 737 – самый популярный и самый продаваемый пассажирский самолет в мире. С начала производства семейства B737 концерн  может гордиться заказами на более чем 15 200 штук. Самой продаваемой моделью семейства737 в истории является B737-800, их было заказано целых 4991 штук. Из семейства B737 MAX  уже продано 5011 машин, в том числе 2669 B737 MAX 8. Фактические данные по состоянию на 31 января 2019 года доступны на веб-сайте Boeing во вкладке «Заказы и поставки» (Orders & Deliveries).

Boeing 737 MAX 8  на авиасалоне в Фарнборо
Boeing 737 MAX 8 на авиасалоне в Фарнборо

Новое семейство 737 MAX, состоящее из четырех версий MAX 7, MAX 8, MAX 9, MAX 10, оснащается двигателями CFM International LEAP-1B, которые были оптимизированы для B737. По словам производителя, MAX  на 14 процентов более эффективен, чем нынешние 737 Next-Generation, и на 20 процентов –  чем первые экземпляры 737 NG. Производитель также использовал новый тип винглетов.  Новый 737  опередил  737 Next-Generation  и по дальности полета до более чем 6,4 тыс. км, что примерно на 1000 км больше по сравнению с предшественником. Boeing также увеличил максимальную вместимость пассажирского салона версии MAX 8 со 189 до 200 пассажиров, первый такой самолет в апреле этого года получит Ryanair.

Неопределенность и домыслы после очередной аварии 737 MAX

Сейчас только  началось расследование последней катастрофы B737 MAX 8 эфиопской авиакомпании, поэтому следует подождать с размышлениями и выводами по этому вопросу, но имеющиеся сведения показываю несколько общих факторов с катастрофой B737 MAX авиакомпании Lion Air. Прежде всего, оба самолета одного типа и были практически новыми. В обоих случаях пилоты сообщили о проблемах со скоростью и попросили разрешения вернуться в аэропорт вылета, поэтому все сводится большой вероятности технического дефекта. Первоначальные оценки специалистов предполагают наличие проблемы с управляющим программным обеспечением или ошибку в проектировании системы.

Винглеты Boeing 737 MAX 8
Винглеты Boeing 737 MAX 8

Двигатели 737 MAX 8 больше, чем у их предшественника, B737-800, и новый самолет ведет себя немного иначе, чем семейство Next-Generation. Текущая версия MAX 8 имеет модифицированное программное обеспечение, которое отвечает за электрические устройства  управления. Данная  модификация была сделана с использованием обновления программного обеспечения. В процессе сертификации Boeing заметил проблему нестабильности на низких скоростях и исправил ее патчем для программного обеспечения управления полетом. Но если проблема в проекте программного обеспечения, то  патч не устранит ошибку полностью.

11 марта Ethiopian Airlines сообщила, что найдены так называемые черные ящики. Таким образом, данные, собранные в результате записи данных FDR (Flight Data Recorder) и переговоров в кокпите (CVR), позволят  оценить сходство между этими двумя случаями и, скорее всего, помогут выявить причины аварии.

28 перевозчиков отменили полеты МАХ

Тогда же Ethiopian Airlines решила временно приостановить полеты всех MAX из своего парка. Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) также отреагировала на это, решив отменить рейсы авиалайнерами  MAX китайских авиакомпаний. Китай добавил, что это решение может быть отменено только после объяснения причин аварии МАХ. Такое же решение приняли индонезийские власти, и вчера (12 марта) к ним присоединились Австралия и Сингапур, а также несколько  других перевозчиков.  Enter Air не планирует полетов на B737 MAX на этой неделе. «На этой неделе у нас нет рейсов на этом самолете, поэтому мы решили пока оставить их на земле. Мы постоянно на связи с Боингом. 737 MAX – очень хороший продукт, и поскольку у каждого представленного самолета есть свои проблемы, которые должны полностью исчезнуть в течение нескольких месяцев», – сказал нам глава Enter Гжегож Полянецкий.

EASA опубликовала только пресс-релиз на данный момент.  «EASA скорбит вместе с семьями и друзьями жертв авиакатастрофы рейса Ethiopian Airlines  №ET302. Агентство внимательно следит за расследованием и находится в контакте как с Авиационным управлением США (FAA), так и с производителем, Boeing. Если появится дополнительная информация или рекомендации, мы немедленно опубликуем их на нашем веб-сайте», – сообщило Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA)

Федеральное авиационное Агентство США (FAA) направил международному сообществу уведомление о непрерывной летной годности для пользователей B737 MAX 8 и 9 (Continued Airworthiness Notification), в котором напоминаются рекомендации после катастрофы B737 Lion Air, в том числе, чтение инструкций по управлению самолетом и обучение экипажа. FAA также объявляет о завершении подготовки усовершенствований системы управления полетом Boeing 737 MAX, которые обеспечивают меньшую зависимость от процедур, связанных с требуемыми позициями, и которые должны помнить пилоты. Власти США планируют внести изменения в конструкцию машины и издать директиву по воздушному транспорту не позднее апреля 2019 года. Уведомление доступно на веб-сайте FAA.

Ниже приведен список из 28  авиакомпаний (из 59 эксплуатирующих  B737 MAX) и 157  из 350 (44,8  проц. мирового флота) авиалайнеров B737 MAX заземленных  перевозчиками или национальными авиационными регулирующими органами (CAA):

9 Air (3)

Aerolineas Argentinas (5)

Aeromexico (6)

Air Changan (1)

Air China (16)

Cayman Airways (2)

China Eastern Airlines (3)

China Southern Airlines (24)

Comair (1)

EastarJet (2)

Enter Air (2)

Ethiopian Airlines (4)

Fuzhou Airlines (2)

Garuda Indonesia (1)

Gol Transportes Aereos (7)

Hainan Airlines (11)

Jet Airways (8)

Kunming Airlines (2)

Lion Air (10)

Lucky Air (3)

MIAT Mongolian Airlines (1)

Okay Airways (2)

Royal Air Maroc (2)

Shandong Airlines (7)

Shanghai Airlines (11)

Shenzhen Airlines (5)

Silk Air (6)

Xiamen Air (10)

Конструктивные  изменения в 737 MAX

B737 MAX – это переработанный B737 NG, поэтому стоит взглянуть на наиболее важные изменения в B737 MAX по сравнению с B737-800.

Улучшение аэродинамических свойств задней части самолета: хвостовой конус был расширен, а секция над горизонтальным  стабилизатором утолщена для улучшения равномерного воздушного потока. Это устраняет необходимость размещать воздушно-вихревые генераторы на хвосте, что означает меньшее сопротивление и лучшую производительность.

Силовая установка: новые двигатели CFM International LEAP-1B были интегрированы с крыльями аналогично 787 Dreamliner. Новый пилон и распорка, а также и удлинение на 20 см (8 дюймов) передней части шасси обеспечивают дорожный просвет, аналогичный текущей модели 737. Конструкция закрылка передней части шасси была адаптирована к вышеуказанным изменениям. В модифицированной гондоле сделаны характерные зигзагообразные разрезы, подобные тем, которые использовались в B787 и 747-8I для уменьшения шума.

Система управления и улучшения: заменена механическая система управления элеронами на систему fly-by-wire, которая снизила вес самолета. Модель MAX также имеет электронную систему сжатого воздуха (bleed air system), позволяющую оптимизировать давление в кабине.

Другими конструктивными изменениями самолета являются усиление основного механизма шасси, структуры крыльев и фюзеляжа для увеличения прочности из-за большего веса новых двигателей. Работы по оптимизации структуры и салона самолета продолжались до конца 2013 года. Тем временем Boeing продолжал исследовать, среди прочего, аэродинамику и двигатели.

В кабине пилотов  737 MAX находится  четыре больших дисплея, благодаря которым обеспечивается преемственность обучения пилотов для всего семейства 737NG и MAX, а также 787 и 777X.

Андрей Бочкарев