Почему будущее jumbo-самолетов столь туманно?

A380 и 747-8 могут остаться в прошлом, если Airbus и Boeing не смогут возобновить их продажи. В начале 2000-х годов Airbus и Boeing вступили в схватку концепций. Европейский концерн пришел на рынок суперавиалайнеров, где безраздельно правили северные американцы со своими моделями 747-500X и 747-600X, до азиатского финансового кризиса, после которого Boeing несколько остыл к этим моделям.

Почему будущее jumbo-самолетов столь туманно?
A380


После официального запуска программы A380, концерн Boeing дал себе отчет в том, что не может уже конкурировать с гигантом из Тулузы запустил проект Sonic Cruise – самолет вместимостью как у 777-200, но с крейсерской скоростью, превышающей скорость звука. Проект был анонсирован в 2001 году, но закрыт менее, чем через год, когда все силы были направлены на программу 7E7, являющуюся продолжением 787.
Однако грянул кризис, а также появились 787 Dreamliner и A350 XWB, быстро ставшие лидерами продаж, на которые заказы исчислялись тысячами штук, превратили перспективы четырехдвигательных гигантов в кошмар. Будучи недостаточно экономичными и требовательными к структуре аэропортов, новые jumbo вошли в драматический период своей жизни.

Немного вдохнуть жизнь в программу A380 помогла компания Emirates, заказавшая почти 100 единиц для своего флота. Lufthansa рискнула попытать счастья с 747-8 Interncontinental, купив 19 штук. Но последняя тенденция пассажиров, проявляющих интерес к прямым рейсам в небольшие аэропорты, снизила интерес авиакомпаний к самолетам-гигантам.
В настоящее время Boeing подтверждает свое намерение прекратить выпуск 747-8, включая грузовую версию, которая была выпущена почти в 100 экземплярах. Ситуация с европейским A380 менее драматична, но далеко не радужная. Недавно Airbus представил обновленную версию с большей пассажировместимостью. Названая A380plus модель имеет некоторые улучшения, например, новые винглеты на крыльях и переработанный салон. Проблема состоит в том, что большинство предложенных решений не совсем устраивают главного заказчика – авиакомпанию Emirates.

Дело в том, что крупные авиакомпании мира отдают предпочтение большим двухмоторным самолетам, особенно тройке Airbus A350 XBW, Boeing 777-300ER и Boeing 787 Dreamliner.
Возможно на двухэтажные самолеты с вместимостью свыше 400 мест появится спрос в будущем, когда они станут обыденностью сверхзвуковых коммерческих рейсов. Но эволюция показывает, что скорость и размер не те параметры, которые обязательно гарантируют их выживание. Как это было с динозаврами.