Почему Группа IAG выбрала Boeing 737 MAX – анализ без эмоций

Группа IAG выбрала Boeing 737 MAX, так как она не удовлетворена текущим сотрудничеством с Airbus, в частности из-за задержек в поставках самолетов, – объяснил глава Группы. Подписание письма о намерениях между группой IAG и Boeing в отношении покупки 200 Boeing 737 MAX во время авиасалона в Париже было довольно неожиданным.
«Новый протокол о намерениях IAG вызвал настоящий ажиотаж на парижском авиасалоне, где казалось, что концерна Boeing не существует или очень скрыт за своими проблемами. Журналисты не верили тому, что слышали, а Airbus не ожидал такого поворота событий. Конечно, это не заказ, а все лишь протокол о намерениях. IAG может передумать в любое время. Однако, независимо от того, произойдет это или нет, это все же будет положительным импульсом для Boeing во время прошедшего авиасалона, в котором он хватался за каждый заказ», – прокомментировал тогда Виталий Архангельский из Парижа.

Хотя с тех пор прошло много времени, интересен анализ того, что побудило главу IAG Group проявить интерес к модели самолета, эксплуатация которой отменена с марта и трудно сказать, когда он вернется в эксплуатацию. Большинство наблюдателей считают, что ключом к приобретению Boeing такого крупного клиента было предложение Группе очень выгодной цены. Некоторые аналитики также считают, что IAG хочет диверсифицировать свой парк, чтобы не зависеть полностью от Airbus.

Как выясняется, еще одной сильной мотивацией стало разочарование, возникшее в ходе нынешнего сотрудничества между Группой и производителем из Тулузы, заявил Вилли Уолш, президент IAG во время интервью, сделанному по случаю встречи глав авиакомпаний A4E в Брюсселе. «Я никогда не скрывал, что мы недовольны Airbus, потому что доставка A320neo авиакомпании Vueling в среднем запаздывала на 70 дней», – сказал Уолш.

В интервью для СМИ глава IAG добавил, что события предыдущего месяца «должны стать ориентиром не только для Airbus, но и для всех, кто не соответствует нашим ожиданиям».
IAG хочет избежать монополии производителя

«Я понимаю, что все воспринимают это как вопрос цены. Но это не так», – заявил Уолш. «Я знаю, что я делаю в качестве бывшего пилота 737 Boeing, и это соглашение является не результатом продажи самолетов Boeing по сниженой цене, а тем фактом, что нам нужна как минимум здоровая дуополия производителей», – объяснил Уолш.

Представители Airbus напомнили, что письмо о намерениях не было официальным заказом Boeing, и они заявили, что постараются убедить IAG отказаться от предложения американского производителя и заказать самолет в Тулузе. Уолш, однако, отвечает, что он собирается подписать контракт с Boeing в любом случае, и даже не собирается вести переговоры с Airbus на эту тему, добавив, что в вопросе узкофюзеляжного парка самолетов он не намерен полностью зависеть от одного производителя.

Глава IAG считает, что путешественники поверят в MAX.

Уолш заявляет, что он не боится потерять общественное доверие к последней версии Boeing 737. По словам главы IAG, беспрецедентный контроль над безопасностью машины, прежде чем она будет разрешена на коммерческих рейсах, восстановит веру в самолет среди пассажиров.
«Когда MAX вернутся в строй, они будут самолетами, которые прошли самый тщательный контроль, чем когда-либо и какая-либо модель самолета. Вот почему я верю, что люди будут верить в этот», – говорит Уолш.
Концерн из Тулузы боролся с опозданиями в поставках Airbus А320 после нескольких задержек в проектировании и производстве двигателей, а в последнее время и из-за проблем с изготовленными на заказ салонами. Поставка европейского широкофюзеляжного самолета также задерживается, но в меньшей степени, поэтому Уолш сказал, что все еще ведет переговоры о приобретении более крупного самолета Airbus, включая A330. Во время авиасалона в Париже Группа также сделала заказ на Airbus A321XLR, узкопроходный самолет с самой большой дальностью полета в мире.

Андрей Бочкарев