Последний иностранный пользователь окончательно избавляется от Sukhoi Superjet-100

Последний иностранный перевозчик хочет избавиться от российского самолета средней дальности SSJ-100. Российский Аэрофлот останется их единственным владельцем.
Мексиканская авиакомпания Interjet намерена продать 21 из своих 22 российских самолетов Sukhoi Superjet-100. Перевозчик объясняет свое решение сложным финансовым положением, в которое он попал во много «благодаря» российским самолетам. Двадцать второй самолет мексиканцев давно стал донором для запчастей, которые производитель не мог поставить вовремя.
По данным Flightradar24, только шесть российских машин все еще летают по мексиканским маршрутам. Остальные были постепенно заземлены с 2018 года. Мексиканцы купили SSJ-100 по 23,5 миллиона долларов за штуку. Теперь они готовы продать их по 16-17 миллионов долларов. Надо сказать, что очередь из желающих не выстроилась, на что, несомненно, повлияла ненадежность единственного нового российского пассажирского самолета после 1990 года.

SSJ-100 был впервые представлен публике в 2007 году. Машина была совместным проектом GSS (Civil Aircraft Suchowo) и итальянской компании Alenia Aeronautica (бывшая Leonardo Aircraft) в сотрудничестве с французской Snecma, американским Boeing и другими иностранными компаниями.

В начале 80 процентов комплектующих машины должны были быть иностранного производства. По мере продвижения работы эта доля падала. С 2019 года производитель работает над моделью SSJ-100R, где российские запчасти должны составлять до 50-60 процентов. В настоящее время одну пятую составляют американские запчасти.

Серийное производство SSJ-100 началось в 2011 году. Портфель заказов вначале насчитывал 179 машин, что было связано с более низкой ценой, чем у конкурентов. В 2014 году россияне представили VIP версию – Sukhoi Businessjet. Российский самолет был наполовину дешевле, поскольку производство в значительной степени поддерживается государством.

Стоимость Sukhoi Businessjet составляет около 40 миллионов долларов США или примерно половину той цены, которую предлагают конкуренты предлагает VIP-персонам. Цены на Airbus/ ACJ и Boeing/BBJ составляют 70-90 миллионов долларов США Однако российский самолет пролетает максимальное расстояние 4600 км, а конкурирующие модели — до 8000 км. Что сводит на нет преимущества в цене, т.к. в данной категории деловых самолетов именно дальность полета зачастую является решающим фактором.

В 2015 году россияне подписали контракт с ирландским CityJet, но брюссельская авиакомпания, для которой летает CityJet, не согласилась завершить его. В 2018 году Сухой подписал контракт на 15 самолетов SSJ-100 для авиакомпании Adria, но этот контракт был также отменен заказчиком.

В начале мая этого года произошла крупнейшая катастрофа SSJ-100. Самолет, летевший в Мурманск, вернулся в аэропорт, но не смог благополучно приземлиться. Машина ударилась о взлетно-посадочную полосу и вспыхнул пожар, 41 человек сгорел заживо, а 37 с тяжелыми ожогами отправились в больницы. Комиссия по расследованию авиационных происшествий заявила, что непосредственной причиной была ошибка пилота, но эксперты указали на конструктивные недостатки SSJ-100.

После аварии Аэрофлот отменил около 50 рейсов на Sukhoi Superjet-100. Он возобновил их полеты через неделю. Спустя две недели рейс Аэрофлота из Ульяновска в Москву был прерван из-за выхода из строя гидравлических систем Sukhoi Superjet-100. Пилот прервал взлет и вернулся в аэропорт. Впервые в истории все пассажиры рейса отказались продолжать путешествие на SSJ-100. Аэрофлоту пришлось заменить его на Airbus 320 специально отправленный из Москвы.

В мае, после катастрофы в Москве, российская частная авиалиния RusLine сняла с рейсов SSJ-100, объяснив это «риском для репутации». В этой ситуации единственным перевозчиком по-прежнему летающих SSJ-100 является Аэрофлот. У него 50 таких машин.

Андрей Бочкарев