Приживутся ли лоукостеры в Казахстане и других странах региона?

С 1 мая бюджетная авиакомпания FlyArystan из Казахстана запустила первые рейсы. Авиакомпания намерена  привить модель недорогих рейсов в Средней Азии.
Авиакомпания FlyArystan, которые принадлежат казахстанскому национальному авиаперевозчику Air Astana, в первую очередь будут обслуживать рейсы из Алматы в города: Тараз (бывший Джамбул), Шимкент, Павлодар, Уральск, Астана и Караганда. Для обслуживания бюджетного филиала Air Astana, то есть материнская компания, делегировала 160 сотрудников (в том числе 25 пилотов и 45 членов экипажа), а также два аэробуса A320, которые получили окраску FlyArystan и новые узкие сиденья Recaro. На их борту могут разместиться 180 пассажиров. Расстояние между рядами сидений составляет 29 дюймов, однако, как убеждает FlyArystan, благодаря дизайну сидений и перемещению кармана для журналов на верхнюю часть спинки сиденья пассажиры будут чувствовать, как будто расстояние составляет 31 дюйм.

Казахская гордость, иностранное руководство

Создавая бортовой продукт, новый перевозчик сделал ставку на экономический патриотизм. Формы бортпроводников были разработаны казахским домом моды, в то время как в предложении есть бортовой магазин, который называется «FlyArgan cafe»,  где среди прочего предлагается местное пиво. Главой авиакомпании был выбран ветеран иностранной авиационной отрасли с британско-австралийским гражданством Тим Джордан, который в прошлом был связан с Cebu Pacific и Virgin Blue (позже переименованным в Virgin Australia).

«С появлением этой новой авиакомпании мы решили удовлетворить спрос нового поколения путешественников. Т.е. людей, которые обычно путешествуют по нашей большой стране на поездах или автобусах, или те, кто вообще не путешествует. Мы хотим привлечь в FlyArystan главным образом тех людей, которые посещают друзей и семью. Это должно привести к стимулированию туристического рынка с рекреационными целями и элементами деловых поездок. Некоторые из направлений, данных нам Air Astana, будут сопоставлены с другой демографической базой, более ориентированной на цену. В то же время мы попытаемся ввести тарифные опции, которые предлагают гибкость для деловых путешественников, в том числе возможность возврата или обмена билетов, конечно, за более высокую плату, – объясняет планы Джордан.

Недорогая модель

В рекламных материалах линии FlyArystan определяют себя как «качественного» бюджетного перевозчика. Попытка определения уникального персонажа не должна быть неожиданностью, учитывая, что FlyArystan не первый перевозчик в стране, действующий в большей или меньшей степени в формуле LCC. Казахстанцы также могут путешествовать самолетами авиакомпании Southern Sky, принадлежащей SCAT, и на борту авиалайнеров государственной компании Qazaq Air.

Пассажиры FlyArystan смогут брать на борт ручную кладь весом до 5 кг без дополнительной оплаты. «За багаж весом 10 кг оплата будет зависеть от продолжительности маршрута, но размер сборов будет приемлем для пассажиров, чтобы не дискредитировать саму идею дешевых поездок», – убежден Джордан.

«То, что мы делаем в этих направлениях, – это обеспечение жителей Казахстана чем-то новым и другим. Наши дешевые тарифы смелые и сильные как лев популярное и почитаемое животное в Казахстане и Центральной Азии», – объясняет Джордан, ссылаясь на логотип в виде льва, который является символом нового перевозчика.

Хорошее время для недорогих перевозчиков в регионе

Выбор недорогой бизнес-формулы, кажется, пришелся ко “двору” и  во время. Джеймс Ким, управляющий директор AvConWorldwide Holdings Limited Group, утверждает, что на рынках и в регионах, где средний ВВП на душу населения не превышает 5000 долларов в год, или там, где существует значительное расслоение доходов, спрос на недорогую модель путешествий слишком мал.

Спрос на этих рынках определяется имущим классом, а обычные граждане не могут позволить себе путешествовать воздушным транспортом даже низкой цене, предлагаемой LCC. Это означает, что не хватает путешественников, которые могли бы летать, даже если цены на билеты снижены. В свою очередь более зажиточные граждане предпочитают козырять своим положением и требуют полного обслуживания на борту, обеспечиваемого традиционными перевозчиками.

Согласно статистике, Казахстан преодолел средний ВВП на душу населения в 5000 долларов в 2006 году. В 2017 году средний ВВП на душу населения в стране уже превысил 8,8 тысячи долларов. Индекс неравенства GINI также постепенно снижается с 40 во второй половине первое десятилетие 21-го века до 26,9 в соответствии с последними данными за 2015 год. Из этого следует, что экономика экономически готова принять перевозчиков, работающих по формуле низкой стоимости.

Преимущество FlyAristan также подтверждается тем фактом, что конкурентоспособные перевозчики в настоящий момент борются со своими проблемами, о чем свидетельствуют результаты первого квартала года. «История показывает, что в эти трудные времена довольно много пассажиров решают перейти на недорогих перевозчиков, поэтому это прекрасное время для появления на недорогой арене, – говорит Питер Фостер, президент Air Astana в беседе с корреспондентом aviav.ru.

Международные планы

Шесть международных внутренних маршрутов — это только начало деятельности FlyArystan, рассказывает Фостер. Когда во второй половине года парк авиаперевозчика будет расширен еще двумя аэробусами A320, существует высокая вероятность того, что новый перевозчик с логотипом льва откроет международные рейсы в соседние страны, включая маршруты в Россию.

При этом FlyAristan останется виртуальным перевозчиком, т.е. не имеет собственного сертификата эксплуатанта (AOC), используя сертификат авиакомпании Air Astana. Фостер считает, что бизнес-модель FlyArystan также может быть привита в других странах с населением 100 миллионов человек в регионе Центральной Азии в сотрудничестве с местными перевозчиками. К 2022 году флот FlyArystan должен насчитать 15 самолетов.

Андрей Бочкарев