B747-8 Cathay Pacific

Список пользователей Boeing 747 продолжает сокращаться, но есть исключения

Ни для кого не секрет, что финансовые последствия продолжающейся пандемии COVID-19 серьезно повлияли на рынок авиации и вынудили авиакомпании принять немедленные меры по сокращению расходов. Ускоренный вывод старых самолетов был одной из мер, предпринятых различными авиаперевозчиками, балансирующими на грани выживания. Из-за отсутствия спроса на реактивные самолеты большой вместимости во время глобального кризиса в области здравоохранения самый культовый широкофюзеляжный авиалайнер Boeing, модель 747, был одним из первых кандидатов для досрочного выхода на пенсию.

b747 в анкоридже
B747 в Анкоридже

Однако не все авиакомпании отказались от “Королевы Небес”. Наши эксперты выяснили, какая авиакомпания остается крупнейшим оператором этой модели и сколько пассажирских самолетов Jumbo Jet все еще находятся в эксплуатации.

Когда Boeing начал производство 747 в 1968 году, он представил семь вариантов пассажирского самолета, включая -100, -100B, 747SR, 747SP, -200, -300, -400 и -8I. Первый в мире легендарный четырехмоторный широкофюзеляжный дальнемагистральный вариант B747, вариант -100, начал выполнять пассажирские перевозки Pan Am в 1970 году. Всего Boeing выпустил 168 самолетов модификации 747-100. Один Boeing 747-100 сохранился у производителя в качестве прототипа. За первоначальным вариантом 747-100 “Королевы Небес” последовали -200, -300, -400 и -8 Intercontinental. Всего Boeing произвел 225 самолетов в варианте -200, 85 – в варианте -300 и 627 – в варианте -400.

Однако, согласно последнему обновлению списка операторов Boeing 747, все еще летают всего 438 самолетов Jumbo, включая грузовую версию. Что касается 747-х, используемых только для коммерческих пассажирских перевозок, для обслуживания используются один самолет -100, пять самолетов-SP (Special Performance), девять -200, два -300, 52 -400 и 44-8I (Intercontinental).

B747 British Airways
B747 British Airways

Например, иранские ВВС – единственный авиаперевозчик в мире, который до сих пор использует 51-летний Боинг 747-100 для государственных миссий. У него есть три более крупных варианта – 200 самолетов этого типа, один из которых временно заземлен. Для сравнения, ВВС США по-прежнему эксплуатируют шесть самолетов 747-200 и в настоящее время являются единственным эксплуатантом этого варианта.

Аналогичная ситуация и с вариантом Boeing 747-300. По сей день частная иранская авиакомпания Mahan Air имеет в своем флоте две “Королевы Небес”, в варианте -300. Обоим самолетам 36 лет. Тем не менее что касается варианта -400, список эксплуатантов Boeing 747 показывает, что культовый двухэтажный самолет все еще активно используется некоторыми коммерческими авиакомпаниями, несмотря на то, что этот самолет широко считается устаревшим и не очень экономичным по сравнению с другими типами Boeing. В общей сложности 52 Jumbo в варианте -400 и 44 в варианте -8I по-прежнему совершают пассажирские рейсы. Например, Air Atlanta Icelandic владеет четырьмя самолетами Boeing 747-400, выпущенными более 18 лет назад. Однако компания сама не использует Jumbo Jet, арендуется авиакомпанией Saudi Arabian Airlines.

Между тем, в авиапарках флагманских авиаперевозчиков, таких как Air China, Air India и Iraqi Airways, имеется по два Sky Queens, средний возраст которых составляет 25 лет. Другие авиакомпании, такие как южнокорейский перевозчик Asiana Airlines и Mahan Air, используют по одной копии каждая. Тем не менее некоторые из государственных авиаперевозчиков эксплуатируют парк самолетов варианта 747-400, где Jumbo Jets оснащены VIP-салонами, но по-прежнему предназначены для перевозки пассажиров на борту.

Например, Bahrain Royal Flight, принадлежащий Бахрейну, имеет два широкофюзеляжных самолета VIP конфигурации, которые используются для полетов с правительственными чиновниками. Правительства Марокко, Саудовской Аравии и Омана имеют по одному самолету этого типа, в то время как правительство Объединенных Арабских Эмиратов по-прежнему использует 4 самолета Boeing 747-400 в VIP-версии.

Согласно списку, канадский чартерный Atlas Air можно назвать крупнейшим оператором самолетов Boeing 747 в регионе Северной Америки. Перевозчик по-прежнему эксплуатирует семь “Королев Небес”, средний возраст которых составляет 18 лет. Однако канадская компания является третьим по величине оператором самолетов Боинг-747 после Lufthansa (LHAB) (LHA) и “Россия”. Крупнейшая авиакомпания Германии хранит восемь вариантов Jumbo Jet-400, которым в среднем около 21 года. Компания также эксплуатирует 19 вариантов -8I, всего 27 единиц 747.

Boeing 747 AirBridge Cargo
Boeing 747 AirBridge Cargo

Для сравнения, российская авиакомпания “Россия” занимает второе место с девятью самолетами Boeing 747-400 в своем парке. Шесть из девяти широкофюзеляжных самолетов, которым почти 22 года, все еще летают с пассажирами.

В январе 2021 года Boeing объявил, что прекратит производство своих культовых двухэтажных самолетов в 2022 году. Такое решение было принято потому, что из-за пандемии COVID-19 спрос на уже стареющие самолеты определенно сократился. Согласно списку заказов и поставок Boeing, в 2020 году производитель не получал заказов на последний вариант 747, а в первой половине 2021 года он получил только один заказ.

Андрей Бочкарев