Ни для кого не секрет, что финансовые последствия продолжающейся пандемии COVID-19 серьезно повлияли на рынок авиации и вынудили авиакомпании принять немедленные меры по сокращению расходов. Ускоренный вывод старых самолетов был одной из мер, предпринятых различными авиаперевозчиками, балансирующими на грани выживания. Из-за отсутствия спроса на реактивные самолеты большой вместимости во время глобального кризиса в области здравоохранения самый культовый широкофюзеляжный авиалайнер Boeing, модель 747, был одним из первых кандидатов для досрочного выхода на пенсию.
Однако не все авиакомпании отказались от “Королевы Небес”. Наши эксперты выяснили, какая авиакомпания остается крупнейшим оператором этой модели и сколько пассажирских самолетов Jumbo Jet все еще находятся в эксплуатации.
Когда Boeing начал производство 747 в 1968 году, он представил семь вариантов пассажирского самолета, включая -100, -100B, 747SR, 747SP, -200, -300, -400 и -8I. Первый в мире легендарный четырехмоторный широкофюзеляжный дальнемагистральный вариант B747, вариант -100, начал выполнять пассажирские перевозки Pan Am в 1970 году. Всего Boeing выпустил 168 самолетов модификации 747-100. Один Boeing 747-100 сохранился у производителя в качестве прототипа. За первоначальным вариантом 747-100 “Королевы Небес” последовали -200, -300, -400 и -8 Intercontinental. Всего Boeing произвел 225 самолетов в варианте -200, 85 – в варианте -300 и 627 – в варианте -400.
Однако, согласно последнему обновлению списка операторов Boeing 747, все еще летают всего 438 самолетов Jumbo, включая грузовую версию. Что касается 747-х, используемых только для коммерческих пассажирских перевозок, для обслуживания используются один самолет -100, пять самолетов-SP (Special Performance), девять -200, два -300, 52 -400 и 44-8I (Intercontinental).
Например, иранские ВВС – единственный авиаперевозчик в мире, который до сих пор использует 51-летний Боинг 747-100 для государственных миссий. У него есть три более крупных варианта – 200 самолетов этого типа, один из которых временно заземлен. Для сравнения, ВВС США по-прежнему эксплуатируют шесть самолетов 747-200 и в настоящее время являются единственным эксплуатантом этого варианта.
Аналогичная ситуация и с вариантом Boeing 747-300. По сей день частная иранская авиакомпания Mahan Air имеет в своем флоте две “Королевы Небес”, в варианте -300. Обоим самолетам 36 лет. Тем не менее что касается варианта -400, список эксплуатантов Boeing 747 показывает, что культовый двухэтажный самолет все еще активно используется некоторыми коммерческими авиакомпаниями, несмотря на то, что этот самолет широко считается устаревшим и не очень экономичным по сравнению с другими типами Boeing. В общей сложности 52 Jumbo в варианте -400 и 44 в варианте -8I по-прежнему совершают пассажирские рейсы. Например, Air Atlanta Icelandic владеет четырьмя самолетами Boeing 747-400, выпущенными более 18 лет назад. Однако компания сама не использует Jumbo Jet, арендуется авиакомпанией Saudi Arabian Airlines.
Между тем, в авиапарках флагманских авиаперевозчиков, таких как Air China, Air India и Iraqi Airways, имеется по два Sky Queens, средний возраст которых составляет 25 лет. Другие авиакомпании, такие как южнокорейский перевозчик Asiana Airlines и Mahan Air, используют по одной копии каждая. Тем не менее некоторые из государственных авиаперевозчиков эксплуатируют парк самолетов варианта 747-400, где Jumbo Jets оснащены VIP-салонами, но по-прежнему предназначены для перевозки пассажиров на борту.
Например, Bahrain Royal Flight, принадлежащий Бахрейну, имеет два широкофюзеляжных самолета VIP конфигурации, которые используются для полетов с правительственными чиновниками. Правительства Марокко, Саудовской Аравии и Омана имеют по одному самолету этого типа, в то время как правительство Объединенных Арабских Эмиратов по-прежнему использует 4 самолета Boeing 747-400 в VIP-версии.
Согласно списку, канадский чартерный Atlas Air можно назвать крупнейшим оператором самолетов Boeing 747 в регионе Северной Америки. Перевозчик по-прежнему эксплуатирует семь “Королев Небес”, средний возраст которых составляет 18 лет. Однако канадская компания является третьим по величине оператором самолетов Боинг-747 после Lufthansa (LHAB) (LHA) и “Россия”. Крупнейшая авиакомпания Германии хранит восемь вариантов Jumbo Jet-400, которым в среднем около 21 года. Компания также эксплуатирует 19 вариантов -8I, всего 27 единиц 747.
Для сравнения, российская авиакомпания “Россия” занимает второе место с девятью самолетами Boeing 747-400 в своем парке. Шесть из девяти широкофюзеляжных самолетов, которым почти 22 года, все еще летают с пассажирами.
В январе 2021 года Boeing объявил, что прекратит производство своих культовых двухэтажных самолетов в 2022 году. Такое решение было принято потому, что из-за пандемии COVID-19 спрос на уже стареющие самолеты определенно сократился. Согласно списку заказов и поставок Boeing, в 2020 году производитель не получал заказов на последний вариант 747, а в первой половине 2021 года он получил только один заказ.
Андрей Бочкарев