Страницы истории авиации: Aero A-10 – первый чехословацкий серийный коммерческий самолет

В начале 1920-х годов пассажирская авиация находилась в зачаточном состоянии и только набирала популярность. В 1921 году начала создаваться чехословацкая авиакомпания ČsLAS, то есть Чехословацкая авиационная компания, которая заказала на заводе Aero 5 пассажирских самолетов, получивших обозначение Aero A-10.

Aero A-10
Aero A-10

По предположениям, эти самолеты должны были обслуживать маршрут Прага-Дрезден. Машины должны были иметь деревянную конструкцию, бипланную компоновку и перевозить до 4 пассажиров. За проектирование отвечал конструктор Рудольф Блазер. Полет прототипа машины состоялся 3 января 1922 года. Машина тестировалась в течение всего года, что оказалось очень успешным и принесло несколько рекордов. Официально ČsLAS заказала 5 серийных машин, но в связи с банкротством предприятия машины поставлены не были.

Построенные экземпляры перешли  в руки недавно созданной авиакомпании ČSA, которая включила их в свой парк. Aero A-10 имел длину 10,1 м, размах крыла 14,2 м, максимальную взлетную массу 2260 кг. В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый рядный двигатель Maybach Mb-IVa мощностью 240 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 160 км/ч и крейсерскую – 130 км/ч. Дальность полета достигала  520 км. На борту  самолета могли разместиться  3-4 пассажира и 2 члена экипажа. Кабину пилотов (открытую) разместили на фюзеляже, но позади пассажирского салона.

А-10 интенсивно использовались до 1928 года, после чего 4 из 5 серийных машин были отправлены на слом. К счастью, последний экземпляр попал в Музей авиации в Праге-Кбелы, где и сохранился до наших времен. Прототип использовался для демонстрационных полетов и для установления рекордов. К сожалению, 15 июня 1923 года на нем произошла катастрофа. Попыток отремонтировать его не предпринималось, но обломки находились на хранении до 3 ноября 1925 года.

Среди рекордов, установленных на А-10, наиболее важными были: рекорд страны по полету с полезной нагрузкой 500 кг, набору высоты 5800 м, полету с 17 пассажирами, рекордно дальнему полету (в Чехословакии), продолжительностью 5 часов 10 минут. Кроме того, были совершены демонстрационные полеты в Швецию и Югославию.

Сама по себе судьба  Aero A-10 была не очень увлекательной, но эти самолеты вошли в историю чехословацкой авиации как первые серийно выпускавшиеся коммерческие пассажирские самолеты.

Андрей Бочкарев