Страницы истории авиации: необычный французский бомбардировщик Bloch MB.200

Бомбардировщик Bloch MB.200 положил начало серии из нескольких оригинальных французских бомбардировщиков, отличавшихся своеобразной конструкцией и огневыми позициями. Однако в 1940 году к началу боевых действий во Франции эти машины полностью устарели.

Bloch MB.200
Bloch MB.200

В начале 1930-х годов ВВС Франции сообщили о потребности в новых средних бомбардировщиках. Самолеты должны были иметь металлическую конструкцию и развивать скорость около 300 км/ч. К конкурсу присоединились несколько производителей с различными проектами, из которых окончательно были выбраны заводы Bloch с самолетом MB.200 и Farman с моделью F.221. Первый должен был быть дневным бомбардировщиком, а второй – ночным.

Опытный образец бомбардировщика Bloch MB.200 был завершен в 1933 году, а полет прототипа состоялся 17 июня 1933 года (по некоторым источникам – 26 июня). Самолет не отвечал всем требованиям ВВС, но все равно был признан годным к эксплуатации. 1 января 1934 года был официально размещен заказ на 30 машин, а затем еще на 178. Все заказанные машины были доставлены к концу 1935 года (4 были построены на заводе Bloch, 19 в Breguet, 19 в Loire, 45 в Hanriot, 10 в SNCASO и 111 в Potez).

Бомбардировщик имел длину 16 м, размах крыла 22,45 м, а максимальная взлетная масса составляла 7480 кг. Силовой установкой являлись два четырнадцатицилиндровых двигателя Gnome-Rhone 14Kir мощностью 870 л.с. каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 285 км/ч и запас хода до 1000 км.

Оборонительное вооружение состояло из трех 7,5-мм пулеметов MAC 1934, размещенных по отдельности в трех башнях – в носовой, задней и в гондоле под фюзеляжем. Бомбовая нагрузка составляла 1200 кг, а экипаж – 4 человека.

Bloch MB.200
Bloch MB.200

Уже вскоре после ввода в эксплуатацию машины устарели (еще до окончания поставок в 1934 году был испытан прототип преемника MB.200 – MB.210). Тем не менее в 1937 году лицензионное производство MB.200 началось в Чехословакии. Эта страна перед Второй мировой войной срочно нуждалась в новых бомбардировщиках, но отечественный авиапром не имел достаточного опыта в создании больших цельнометаллических самолетов. Выбор французской машины был продиктован в основном ее доступностью.

Чехословацкие ВВС заказали 124 самолета, получивших обозначения Avia MB-200 и Aero MB-200. Пока страна не была захвачена Германией, всего было построено 74 экземпляра, 67 из которых были приняты на вооружение Люфтваффе или позже переданы союзникам Третьего Рейха. 12 машин отправились в Болгарию, еще десяток – в Румынию, Испанию и Хорватию.

Французские MB.200, которые прослужили в составе линейных частей до 1940 года, были быстро переведены на второстепенные задачи, поскольку они полностью устарели. Тем не менее несколько частей приняли участие в боях с плохими результатами. После оккупации Франции несколько машин также использовала авиация Виши. К 1941 году практически все MB.200 были списаны или утеряны в боях. До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра.

Андрей Бочкарев