Страницы истории авиации: Pilatus SB-2 Pelikan – скромное начало большого успеха

Компания Pilatus в настоящее время является одним из самых известных производителей самолетов в мире. Она специализируется на небольших конструкциях, в основном на учебных самолетах, самолетах связи и небольших пассажирских машинах. Но наибольшую славу ей принес деловой турбопроп PC-12 и ее первый бизнес-джет PC-24. Но начало успеху этой компании положил не совсем удачный Pilatus SB-2 Pelikan.

Pilatus SB-2 Pelikan
Pilatus SB-2 Pelikan

Компания Pilatus официально начала свою деятельность 16 декабря 1939 года в Швейцарии. Ее основным акционером был Эмиль Георг Бурле, владелец завода Oerlikon. Первоначально задача Pilatus Flugzeugwerke Aktiengesellschaft, а именно так назывался завод, состояла в выполнении ремонтных и профилактических работы для ВВС Швейцарии. В первые годы в компании работало всего 65 человек, и только в 1941 году она начала работать над собственными авиационными конструкциями.

Первым разработанным самолетом был Р-1. Это была учебная машина, но из-за плохо спроектированной конструкции самолет так и не был построен. В 1942 году компания получила первый официальный заказ на создание пятиместного самолета укороченного взлета и посадки.

Pilatus SB-2 Pelikan
Pilatus SB-2 Pelikan

Конструкция машины, получившей обозначение SB-2 Pelikan, была разработана командой из Цюрихского технологического университета, но производством должна была заниматься компания Pilatus. Предполагалось, что у этого самолета будет очень короткий разбег и характеристики, позволяющие эксплуатировать его из небольших зеленых аэропортов в горах Швейцарии.

Полет прототипа состоялся 30 мая 1944 года под управлением Эрнста Нюффенеггера. Самолет представлял собой высокоплан с размахом крыла 15,5 м, а его силовой установкой служил двигатель Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 440 л.с. Он обеспечивал максимальную скорость около 250 км/ч.

Испытания, начатые после первого полета, длились несколько лет и прошли очень гладко. Тогда представители компании пытались найти желающих купить самолет (власти Швейцарии не были заинтересованы в его покупке). В конечном итоге, однако, найти заказчика не удалось, и единственный построенный прототип использовался для различных задач до 1948 года.

13 июня 1948 года во время полета под Кирхбергом при посадке самолет получил повреждения. К сожалению, их масштабы были настолько велики, что отремонтировать самолет не удалось. От проекта производитель SB-2 отказался, и Pilatus перешла к другим проектам, которые начались параллельно с работами над SB-2.

Хотя Pelikan не приобрел популярности, опыт, полученный при работе над ним, помог доработать другие проекты компании. В последующие годы инженеры Pilatus создали много успешных и популярных учебных, транспортных и пассажирских самолетов, последним из которых является реактивный самолет PC-24, впервые поднявшийся в воздух 2015 году и все более популярный бизнес-джет – один из немногих, способный совершать взлет и посадку с коротких грунтовых полос.

Андрей Бочкарев