Гидросамолет CANT Z.511

Страницы истории авиации: забытый гидросамолет CANT Z.511

Начало Второй мировой, с одной стороны, привело к значительному развитию авиации, но в то же время стало причиной прекращения многих перспективных проектов. Одной из таких машин был пассажирский гидросамолет CANT Z.511. Единственный законченный прототип прошел испытания во время войны, но так и не поступил в эксплуатацию.

Гидросамолет CANT Z.511
Гидросамолет CANT Z.511

В середине 1930-х годов, всвязи с развитием воздушного движения через Атлантику, компания Cantieri Riuniti dell’Adriatico (CRDA) решила приступить к работе над гидросамолетом, способным пересекать Атлантику. Проект был поручен инженеру Филиппо Заппата из CANT, который начал работу над машиной в сентябре 1937 года. Он сконструировал большой четырехмоторный гидросамолет, способный принять на борт 16 пассажиров и 6 членов экипажа.

Работа над самолетом продолжалась медленно, и с началом Второй мировой войны она оказалась под вопросом. Спрос на этот тип самолетов больше не был востребован, а с другой стороны, машина теоретически имела большой потенциал для использования в различных применения, включая военные. Поэтому в октябре 1940 года прошли испытания опытного образца самолета, получившего название CANT Z.511.

В последующие месяцы были продолжены испытания, в ходе которых было обнаружено, что используемая силовая установка была слишком слабой. Заппата призывал закупить в США двигатели Wright R-2600 Double Cyclone мощностью 1600 л.с., но напряженная международная ситуация не позволила реализовать такой контракт. В связи с этим были установлены двигатели Piaggio P.XII R.C.35 мощностью 1500 л.с.
Z.511 имел длину 28,5 м, размах крыла 39,86 м и вес 34 тонны. Максимальная скорость составляла 424 км/ч, крейсерская скорость – 330 км/ч, дальность – 4352 км. Опытный образец был адаптирован для решения боевых задач путем установки оборонительного вооружения в составе 10 пулеметов калибра 12,7 мм (рассматривалась установка 20-мм пушек). Наступательное вооружение должно было состоять из 4 торпед калибра 450 мм или SLC Maiale или бомб общей массой 4000 кг, размещаемых в бомбоотсеке или на крюках под крыльями.

Испытания самолета продолжались на протяжении всей войны – пока использовался один опытный образец, другой строился. Несмотря на многообещающие результаты испытаний, работа над самолетом так и не была завершена. После капитуляции Италии и разделения страны в сентябре 1943 года единственный действующий прототип был передан прогерманским войскам, а второй, все еще строящийся, был списан в металлолом.

Захваченная машина была повреждена военно-воздушными силами союзников, и во время ремонта механики саботировали работу над самолетом, чтобы он не был захвачен немцами или союзниками. Дальнейшая судьба самолета неизвестна, но, вероятно, он был утилизирован как обломки. На этом история гидросамолета CANT Z.511 заканчивается.

Андрей Бочкарев