Northrop YC-125B

Страницы истории авиации: забытый Northrop YC-125B

После окончания Второй мировой войны на предприятиях Northrop был спроектирован трехмоторный самолет с укороченным взлетом и посадкой (STOL) под названием N-23 Pioneer. Однако в переоборудованном военном варианте было выпущено всего 23 единицы.

Northrop YC-125B
Northrop YC-125B

В середине 1940-х годов на заводе Northrop возникла идея построить недорогой и простой в эксплуатации самолет с возможностью короткого взлета и посадки, который можно было бы эксплуатировать на неподготовленных взлетно-посадочных полосах. Самолет предполагалось использовать как пассажирскую и транспортную машину. Прогнозировалось, что после окончания войны спрос на этот тип самолетов значительно возрастет.

Производство опытного образца самолета, получившего обозначение N-23 Pioneer, было завершено в конце 1946 года, а первый полет состоялся 21 декабря — за штурвалом находился летчик-испытатель Макс Стэнли. На испытаниях самолет показал себя неплохо. Большим преимуществом самолета была его простая и прочная конструкция. Машина имела длину 18,4 м при размахе крыла 25,9 м. Он был оснащен тремя двигателями Wright R-1300 мощностью 800 л.с., обеспечивающими максимальную скорость 311 км/ч, крейсерскую скорость 241 км/ч и дальность полета 2816 км.

Благодаря правильной конструкции планера и закрылков пустому  Н-23 для отрыва от земли требовалось всего 122 м полосы, при  массе 11567 кг (т.е. с грузом) самолету требовалось 213 метра для взлета и 183 метра для посадки. Для упрощения конструкции все три двигателя были одинаковы, что значительно облегчило их ремонт.

Хотя, как и предполагали представители компании, после войны спрос на дешевые транспортные самолеты увеличился, машина Northrop не вызвала ни малейшего интереса. Основная причина — наводнение рынка излишками дешевых транспортных самолетов из военных запасов. Многие из этих машин были почти новыми, и при низких затратах на покупку и высокой доступности запасных частей они были более привлекательными, чем совершенно новые, неизвестные машины.

YC-125A Raider
YC-125A Raider

Во время испытательных полетов Н-23 19 февраля 1948 года прототип разбился. Через несколько недель завод Northrop … получил заказ на 13 машин этого типа от ВВС США. ВВС США искали специальные самолеты с коротким взлетом и посадкой для перевозки войск между разными базами, часто в труднодоступных местах. Вскоре после этого заказ был увеличен еще на 10 машин, приспособленных для полетов в сложных погодных условиях и при низких температурах. Самолет в последней версии мог быть оснащен лыжами, что позволяло работать с заснеженных посадочных площадок.

Полет версии YC-125 состоялся 1 августа 1949 года, а все машины были поставлены заказчику до 1950 года. Базовый вариант получил обозначение YC-125A Raider, а арктическому  (Arctic) был присвоено обозначение YC-125B Raider. Самолеты отличались от Н-23 увеличенными загрузочными люками и более мощными двигателями Wright R-1820 мощностью 1200 л.с.

Вскоре после поставки самолетов в ВВС США выяснилось, что по сравнению с вертолетами YC-125 работает очень плохо. Из-за слабой тяги грузовым самолетам требовалась более длинная взлетно-посадочная полоса, поэтому их нельзя было использовать в некоторых районах. Была предпринята попытка решить эту проблему путем установки системы JATO (реактивный взлет), состоящей из шести ракетных двигателей для помощи при взлете.

Несмотря на то, что система JATO позволила сократить взлетно-посадочную полосу до 152 м, YC-125 по-прежнему проигрывал вертолетам. Поэтому еще в 1955 году все самолеты этого типа были списаны и хранились на базе ВВС Шепард в Техасе. 19 из них были проданы компании Frank Ambrose Aviation, которая перепродавала их различным покупателям в Центральной и Южной Америке.

Новые покупатели использовали свои машины до 1970-х годов, в основном, для обслуживания различных воздушных сообщений в труднодоступных местах. Большинство машин было либо списано, либо утеряно в результате несчастных случаев. До наших дней сохранилось всего два экземпляра, которые сейчас находятся в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусконе и Национальном музее ВВС США в Дейтоне.

Андрей Бочкарев