Таджик Эйр — одна из старейших авиакомпаний мира

Об этом свидетельствует не только рейтинг TOP-10 одного из самых престижных электронных журналов в мире авиации, но и факты истории. С ними, как говорится, не поспоришь.

Со времен первых полетов, которые соединили столицу Таджикистана с городами внутри этой страны и с российскими центрами, сохранилось множество интересных черно-белых фотографий тех лет. На них изображены улыбающиеся летчики, окрыленные собственными успехами в воздухе, самолеты тех времен — пассажирский Юнкерс F13, двухместный биплан У-2, появившиеся чуть позже на линиях АНТ-9, ПР-5, Ли-2, ИЛ 14 и 18, Як-40 К, Ту-154 М, а также легендарный Let L-200 Morava, который часто использовался для перелетов в труднодоступные, горные районы. Почти все пространство этого небольшого государства занимают горы — 93%. Но компактный самолет справлялся со своими, зачастую очень сложными задачами.

Сегодня сложно себе представить, например, посадку на горном аэродроме с одной единственной короткой полосой на самолете такого класса. Но летчики тех времен очень ответственно несли свою службу, от которой зависят жизни людей.

Славная история

По статистике, мало кто из жителей Таджикистана знает, что название их страны носит еще и одна из малых планет Солнечный системы, зато все они гордятся историей своей национальной гражданской авиации, которая действительно считалась передовой и образцовой в СССР.

Первый рейс местного воздушного перевозчика Таджик Эйр состоялся в начале осени 1924 года и был осуществлен на самом популярном маршруте – из Бухары в Душанбе – на пассажирском Юнкерс F13. Так и было положено начало широкой сети воздушного сообщения в стране.

Интересно отметить тот факт, что автомобиль в Таджикистане появился на два года позже, чем «крылатая машина», а поезд только через пять лет. Непосредственно в центре Республики был создан обширный аэроузел, один из самых развитых на тот момент — в городе Сталинабад. Отсюда стали осуществляться перелеты по всей территории страны, особенно в труднодоступные районы — по Памиру.

Через шесть лет после первого полета в столице был осуществлен грандиозный проект — строительство аэропорта самого высокого уровня по тем меркам. По мере того, как гражданская авиация в стране продолжала свое стремительное развитие, открывались воздушные гавани и в других городах на территории государства — в Кулябе, Гарме, Пандже и Дангаре. По этим направления курсировали регулярные рейсы из Душанбе.

Авиация Таджикистана быстро развивалась по мере расширения воздушного флота. «Небесный транспорт» стал важной отраслью для развития экономики и общего потенциала Таджикистана. Благодаря воздушным путям поддерживалось регулярное сообщение между столицей и поселениями в труднодоступных долинах Ванч, Рушан, Шугнан, Бартанг, Ягноб.

Таким образом, время в пути пассажиров до отдаленных районов было сокращено в десятки, а то и в сотни раз. Например, в 1932 году настоящим прогрессом стало установление авиационного сообщения с Хорогом. До этого момента до населенного пункта было можно добраться только на лошади. Причем путник в этом случае мог находиться в дороге до 20 — 25 дней. Да и в седле наездника путешественник явно не чувствовал себя также комфортно, как в кресле современного бизнес-джета, услугой по аренде которого сегодня легко можно воспользоваться с помощью аккредитованного европейского брокера Aviav TM (Cofrance SARL). Сегодня самолет может преодолеть расстояние от Душанбе до Хорога за 2,5 часа.

Как по маслу

В марте 1937 года была создана крупнейшая организация, целью которой было контролировать и развивать пассажирскую авиацию в Республике — Таджикское территориальное управление гражданского воздушного флота.

Сразу же после окончания Второй мировой войны на обслуживание в Таджикистан поступили новые самолеты Лисунов Ли-2 и Юнкерс Ю-52. Приблизительно в это же время был осуществлен первый перелет не только внутри страны, но и за ее пределы — маршрут по направлению Сталинабад — Москва на воздушном судне Ли-2.

Таким образом, авиация в Таджикистане продолжала развиваться уверенными темпами. В 50-е годы таджикский флот обзавелся популярными советскими самолетами — легендарным Антоновым Ан-2, а чуть позже Ил-12 Ильюшина. Именно на этих «крылатых машинах»  таджикское население могло летать на сочинские курорты. Такой перелет можно было осуществить только из столицы Таджикистана.

С появлением новых моделей самолетов они сразу же поступали в парк гражданской авиации в Таджикистан — это была воздушные суда Антонов и Ильюшин, которым привыкли доверять советские граждане. В небе Таджикистана можно было увидеть даже вертолеты — Ми-4. Они значительно облегчили сообщение с высокогорными районами страны, где самолету приземлиться довольно сложно.

История продолжается

Нужно отметить, что пилоты Таджикистана всегда отличались своим мастерством. Умение летать и сажать самолеты в гористой местности требует определенных навыков. Именно поэтому таджикские летчики ценились в СССР и выступали передовиками в наращивании экономического влияния страны в целом. В частности известен подвиг пилота Воробьева, который посадил самолет Ан-6 на льду Сарезского озера.

С течением времени список маршрутов и авиационных сообщений в Таджикистане и за его пределами рос. В 60-е годы была введена в эксплуатацию воздушная гавань Куляб. Открыты маршруты по направлению Алма-Аты, Фрунзе, Новосибирск и в другие крупные города.

Ближе к 80-ым годам в Таджикистан продолжали поступать новые модели современных по оценке тех лет самолетов: Туполев Ту-154, Яковлев Як-40, Антонов Ан-26 и Антонов Ан-28.

Таджикистан даже участвовал в оказании гуманитарной помощи — первый рейс был выполнен в Афганистан на самолете Ил-18.

Проба инноваций и упадок Таджик Эйр

В середине 80-х годов Управление гражданской авиации этой страны одобрило введение системы автоматического бронирования Сирена, но через 4 года отказалось от этого.

Со ссылкой на эффективность использования самолетов Як-40 и Ан-28, Управление гражданской авиации Таджикистана заняло первое место в воздушном флоте СССР. В 1990–1991 годах авиационно-вертолетный парк авиационного предприятия пополнился самолетами Ильюшин Ил-76 и Туполев Ту-154М и вертолетами Ми-8. Был построен первый в Центральной Азии ретранслятор «Зардак», и было открыто воздушное сообщение на маршруте Душанбе-Урумчи.

14 января 2019 года Таджик Эйр прекратил все полеты после того, как не справился с растущей конкуренцией со стороны Сомон Эйр.

Именно эта авиакомпания и старается сейчас поддерживать всю сеть направлений в количестве 20 штук, которые ныне осуществляются из аэропорта Душанбе. Сегодня регулярное авиасообщение поддерживается с российскими городами — Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Екатеринбургом. За границу из Душанбе можно улететь в Стамбул, Дели, Тегеран и другие города.

Однако любой пассажир в столице Таджикистана может легко улететь в любую точку мира по собственному выбору. И поможет ему в этом деловая авиация. В Душанбе уже давно открыт официальный филиал аккредитованного европейского авиационного брокера  Aviav TM (Cofrance SARL), который всегда рад предоставить своим клиентам:

  • Прямые, быстрые и безопасные перелеты по всему миру на борту частного самолета — делового, медицинского, грузового и развлекательного характера
  • Возможность аренды воздушного судна день в день, минимум за два часа до назначенного времени вылета
  • Комфорт и безопасность на борту
  • Конфиденциальность и анонимность клиентов
  • Полный спектр дополнительных услуг: заказ любимых блюд, украшение салона самолета по вашему желанию, услуги гида, няня, фотографа, переводчика

Aviav TM (Cofrance SARL) рада предложить вертолетные экскурсии над Душанбе и по другим живописным районам Таджикистана. К услугами наших клиентов — воздушное такси, которое в считанные минуты доставит вас до аэропорта вылета без автомобильных пробок. Несмотря на то, что от центра города до аэропорта Душанбе всего 5 километров, время в дороге может доходить до одного часа. На борту вертолета вы сможете, не теряя ни минуты, провести деловое совещание или просто сделать удачные селфи на высоте птичьего полета.

Не без французов

Несколько лет назад терминал в аэропорту Душанбе был обновлен и подвергся значительной реконструкции, которая пошла ему на пользу. Воздушная гавань стала намного светлее и комфортнее, чем раньше. «Руку» и вкус к этому приложила французская компания Vinci, которая настояла на организации естественного освещения аэропорта. Сделать это удалось благодаря большим витражным окнам, отлично пропускающим свет. Причем, сконструировать их удалось всего за 20 дней.

В новом терминале аэропорта Душанбе очень много кафе и магазинов Duty-Free, в которых можно приобрести продукцию за евро. Однако беспроводного интернета здесь до сих пор нет, хотя он и значится в описании и рекламных проспектах современного аэропорта. О прошлом здесь напоминает и несколько навязчивое поведение обслуживающего персонала. Здесь принято просить чаевые.

В 2017 году в аэропорту Душанбе был открыт грузовой терминал. Хранить и транспортировать отсюда грузы можно легко с помощью компании Aviav TM (Cofrance SARL).

В Таджикистане и по всему миру мы гарантируем качество на высоте!