AW109 от AgustaWestland

Вертолет Westland Wessex

История компания «Westland» очень интересная и поучительная.

Сначала компания «Westland» собирала по лицензии машины S-55 под названием Whirlwind, а затем перешла на сборку его последователей — вертолетов S-58, предназначенных для перевооружения британских ВМС усовершенствованными вертолетами ПЛО.

Разработка.

В 1955 году британские ВМС обнародовали требования на разработку нового вертолета ПЛО, причем он должен был иметь газотурбинный двигатель, позволявший заправляться топливом из собственных запасов корабля. В качестве основы для дальнейшей проработки «Westland» выбрала HSS-1 (S-58) Seabat и приобрела в 1956 году необходимую лицензию и один вертолет-образец.

Новый вертолет WS.58 (XL722), названный Wessex, поднялся в воздух 11 августа 1956 года. Сначала на нем стоял ПД Wright R-1820, но затем его заменили на ТВаД Napier Gazelle NGa.l 1, установленный под тем же углом 39°, что и прежний двигатель, и развивавший мощность 1100 л. с. С новым двигателем WS.58 совершил полет 17 мая 1957 года.

Двигатель Gazelle, первоначально разработанный для использования на конкуренте — вертолете Bristol 191, был приспособлен для эксплуатации в морских условиях и существенно улучшил характеристики WS.58. Вертолет мог подняться в воздух уже через 45 сек после запуска двигателя.

За исключением силовой установки новая машина не сильно отличалась от HSS-1, лишь кабина претерпела незначительную переделку под британские стандарты. Местные компании освоили лицензионное изготовление ряда комплектующих, из которых самым важным стала система автоматической стабилизации Louis Newmark Mk 19 (по лицензии «Lear») и доплеровская РЛС Ryan APN-97A, позволявшие вертолету зависать в точно определенной точке и затем автоматически удерживать свое положение над ней (необходимая функция при работе с опускаемой ГАС). Вооружение включало торпеды Mk 44 или Mk 46 и до четырех УР Nord AS. 11. Из-за недостаточной мощности двигателя прототипа на серийный HAS.Mk 1 установили Gazelle Mk 161 мощностью 1450 л. с. Первый собранный компанией вертолет Wessex (XL727) поднялся в воздух 20 июня 1958 года. Эксплуатационные испытания начались в звене «Н» 700-й эскадрильи в июне 1960 года.

Вариант «Camel»

Следующей модификацией стал HAS.Mk 3, первый полет — 3 ноября 1964 года. На нем установили двигатель NGa.22 Gazelle Mk 165 повышенной до 1600 л. с. мощности и БРЭО британского производства, включавшее поисковую РЛС в надфюзеляжном обтекателе, из-за чего машины прозвали «Верблюдом». HAS.Mk 3 стал первым вертолетом морской авиации Великобритании, способным в автоматическом режиме выполнять практически любые задачи ПЛО. Заново построили только три Wessex HAS.Mk 3, остальные 43 — переделали из Wessex HAS.Mk 1.

Транспортные вертолеты

Когда британские ВМС собирались применять одномоторные Wessex на море, командование ВВС решило заказать десантно-транспортный Wessex HC.Mk 2, но потребовало повысить его безопасность. В итоге вертолет получил спаренный двигатель Bristol Siddeley (затем Rolls-Royce) Coupled Gnome 110/111. Суммарная мощность спаренного двигателя ограничивалась 1550 л. с. на валу винта, а каждая часть двигателя в отдельности могла развивать мощность 1350 л. с, обеспечивая солидный запас мощности. Первый из 73 вертолетов HC.Mk 2 (Mk 1 с замененным двигателем) взлетел 18 января 1962 года.

Двигатель Coupled Gnome установили на 101 машину Wessex HU.Mk 5, заказанную британскими ВМС в качестве десантных вертолетов для морской пехоты. Разработанные на базе HC.Mk 2, вертолеты «Junglie» приспособили для эксплуатации в морских условиях, оснастив их такими новинками, как быстро-надувные подушки. Вертолеты также могли применять УР Nord SS.11 и контейнеры с пушками. Прототип совершил первый полет 31 мая 1963 года.

Экспортные и гражданские варианты

Только Австралия закупила Wessex в варианте ПЛО — 27 машин под обозначением HAS.Mk 31. Позже их модифицировали в HAS.Mk 31B с более мощным двигателем Gazelle Mk 162. Другие экспортные машины создали на базе HC.Mk 2. Ирак получил 12 вертолетов Mk 52, Гана — три Mk 53 и Бруней — один Mk 54. В конце 1990-х годов авиация ВМС Уругвая приобрела несколько списанных из британских ВВС машин HC.Mk 2, часть из которых эксплуатировалась и в 2009 году.

Wessex HC.Mk 2 стал основой для создания НСС.Мк 4 (две машины собрали для королевского авиаотряда) и гражданского Mk 60 (собраны 16 машин), который первым совершил полеты на нефтяные платформы в Северном море.