Всего несколько авиакомпаний Европы готовы вернуть деньги за неиспользованные билеты, другим такой шаг грозит банкротством

Агентство Fitch Ratings только что понизило рейтинг кредитоспособности British Airways с BBB минус до BB плюс. Таким образом, облигации национального британского перевозчика имеют рейтинг «мусора».
Это усложняет и без того тяжелую ситуацию перевозчика, который, как и другие европейские авиакомпании, лихорадочно ищет капитал. Мусорный рейтинг препятствует такому доступу и увеличивает его стоимость. Кроме того, Fitch также сообщило, что рейтинг BA может быть понижен еще больше.

В то же время, для Fitch причиной снижения рейтинга BA стала ситуация на мировом рынке авиаперевозок, и в описании ситуации авиакомпании аналитики писали об угрозе «глубокой глобальной рецессии», вызванной пандемией Covid-19. Воздушный транспорт стал одной из первых жертв пандемии.

Лишение инвестиционного рейтинга является огромным ударом для BA, поскольку, если авиакомпания будет претендовать на кредиты, она будет платить за них гораздо больше, чем когда у нее был даже BBB минус. Более того, перевозчик в настоящее время не может использовать созданное правительством Covid Corporate Financing. Целью этого фонда является поддержка компаний с сильным финансовым положением, у которых временно закончились денежные средства.

Иначе обстоит дело с авиакомпанией easyJet, у которой относительно высокий инвестиционный рейтинг и, благодаря этому, она смогла одолжить 600 миллионов фунтов стерлингов из государственного фонда и договорилась о продлении срока поставки новых самолетов Airbus 320. У авиакомпании также имеются резервы наличных, но если все пассажиры, купившие билеты на отмененные рейсы, потребуют возврата средств наличными, то ей бы не хватило 8 процентов необходимой суммы. Именно поэтому авиакомпания делает все, чтобы убедить пассажиров изменить даты поездки, а не возвращать деньги.

British Airways поступает иначе. Для экономии средств, она отправила в вынужденные отпуска 30 тысяч работников, поставила на стоянку практически весь свой парк и договорились о финансовой поддержке уволенных работников из специального фонда, созданного для этой цели правительством. Но, как сказал Вилли Уолш, президент International Airlines Group пока не намерен использовать государственную помощь на другие цели.

По мнению аналитиков Fitch о состоянии BA, худшее еще впереди, поскольку сеть сообщений этой авиакомпании практически прекратит свое существование в период с апреля по июнь, и о любом восстановлении можно говорить только в 2022 году. И даже тогда предложение мест должно быть ниже на 5 процентов из обслуженных в 2019 году.

В начале кризиса, вызванного пандемией Covid-19, весь у всей группы IAG (Iberia, Vueling и Aer Lingus также входят в BA) были денежные резервы в размере около 7 миллиардов евро. Только из этой суммы 75 процентов составляли средства вырученные от продажи билетов на рейсы, отмененные из-за пандемии, которые, возможно, не придется возвращать пассажирам, с чем перевозчик явно не спешит.

По мнению аналитиков Bank of America, с точки зрения резервов наличности в лучшем положении находятся венгерская Wizz Air и турецкая Turkish Airways. У обеих авиакомпаний есть резервы наличных средств, в три раза превышающие сумму, подлежащую возврату, если бы все пассажиры запросили бы наличные деньги, и обеих в этом отношении действует относительно либеральная политика.

Следом за ними, по объему денежных ресурсов, стоит Ryanair. Если бы ирландцы были вынуждены вернуть деньги (а это было бы довольно сложно) за билеты, не использованные из-за отмененных рейсов, они потратили бы 52 процента имеющихся резервов. В случае Air France и KLM, возмещение потребует 55 процентов, имеющейся у них наличности, но эти две авиакомпании находятся в чрезвычайно удобной ситуации, поскольку со дня на день они могут получить доступ к кредитной линии в размере 6 миллиардов евро.

Из основных европейских перевозчиков  в худшем положении находится Norwegian. Несмотря на то, что 20 марта авиакомпания получила обещание доступа к кредитной линию на 274 млн долларов, государство дало гарантиии только на 90 процентов этой суммы и поставило условие, что оставшиеся деньги нужно искать на рынке. 24 марта перевозчик объявил, что у него уже есть доступ к таким частным средствам. Ранее у Norwegian, которая ориентировались на быстрое развитие, включая недорогие атлантические круизы, также не было значительных резервов наличности. Согласно официальной информации, их будет достаточно, чтобы вернуть только половину требуемой суммы.

Проблема возмещения сейчас актуальна для перевозчиков, так как Европейская комиссия встала на сторону пассажиров, считая, что, если они не хотят получать ваучеры или не согласны лететь в другое время, то им необходимой как можно скорее вернуть деньги. Для многих авиакомпаний это будет означать банкротство.

Андрей Ьочкарев