Знакомьтесь – новый Falcon 2000S. Личное впечатление нашего корреспондента с выставки Labace 2019

Обладающий синтетическим зрением и способностью работать на еще более коротких взлетно-посадочных полосах, Falcon 2000S открывает новую категорию в семействах реактивных самолетов Dassault Aviation.
Впервые я познакомился с Dassault Falcon 2000S на Labace 2013. Это очень похожий самолет на серию 2000, за исключением нескольких деталей. Основным является набор из двух предкрылков, которые образуют передний край каждого крыла. Первый занимает область, которая начинается у корня и простирается почти до половины крыла, в то время как второй находится между этой средней точкой и концом. Более современная окраска также бросается в глаза. Задняя дверь остается широкой и легко доступной для тяжелых грузов, что не характерно для самолетов такого же размера. Кроме того, багажный отсек также может быть доступен из пассажирского салона во время полета даже на максимальной рабочей высоте бизнес-джета в 14 320 м (47 000 футов).

Реактивный Falcon 2000S стоимостью 25 миллионов долларов США (цена FOB) может совершать операции на коротких взлетно-посадочных полосах и в то же время выполнять длительные полеты с хорошей автономностью, в отличие от других самолетов основных конкурентов этой новой модели. Недавно выпущенный самолет компании Dassault может взлететь из Конгоньяса, в Сан-Паулу (SP), в Сантос-Дюмон, в Рио-де-Жанейро (RJ), а оттуда, без заправки, на остров Сал, в Кабо-Верде, или Сан-Хуан в Пуэрто-Рико, поддерживая скорость 980 км/ч (0,8 Mach). Это возможно благодаря новой системе предкрылков, используемой в самолете, которая позволяет реактивному самолету приземляться на взлетно-посадочных полосах длиной до 705 м с опциональной системой автоматического торможения и взлетать с площадок длинной 1318 м (на уровне моря). Максимальная скорость этого самолета достигает 1050 км/ч (0,86 Mach).

Имея способность работать на коротких взлетно-посадочных полосах, 2000S может отправляться в рейс с максимальной загрузкой топливом. Этот тип операции может выполняться, когда в аэропортах назначения нет топлива или когда цены на него более конкурентоспособны в аэропорту вылета, что компенсирует затраты более тяжелый взлет.
Когда я поднялся на борт самолета, к моему удивлению, я натолкнулся на более футуристический интерьер, разработанный BMW. Для салона высотой 1,88 м и шириной 2,34 м немецкая компания для Falcon 2000S создала три типа интерьеров: Alpine с преобладанием белого цвета, Sedona – бежевого и Havana – коричневого. Наличие в кабине пилотов авионики Honeywell Easy II с синтетическим зрением завершает самобытный дизайн самолета.
В прошлом Dassault предлагал две модели семейства Falcon 2000, DX и LX, среди которых была принципиальная разница в автономности. У LX дальность была больше, однако цены на самолеты были очень близки (DX всего на 2,2 млн долл. дешевле). По этой причине спрос на версию DX был низким, поскольку для такой небольшой разницы увеличение дальности было очень значительным.

S против LXS

С появлением 2000S и 2000LXS Dassault может продавать два самолета по разным ценам, хотя они похожи в зависимости от типа выполняемой миссии, например, в случае повторяющегося перелета между Сан-Паулу и Нью-Йорком или Сан-Паулу и Европой. В этой ситуации оба самолета с точки зрения оператора имеют аналогичные характеристики, так как для заправки потребуется посадка. Однако, если оператор выполняет дальнемагистральные рейсы, LXS оказывается более эффективным, как может совершить полет из Сан-Паулу в Сан-Франциско с одной посадкой, что невозможно для 2000S, которому потребуется две остановки в пути. Еще один момент, на который следует обратить внимание в сравнении двух новых версий семейства 2000, заключается в том, что большинство пассажиров не любят проводить в самолете более семи часов. Если предполагается обслуживание именно таких пассажиров, то 2000S по цене оказывается предпочтительнее.

Дальность полета Falcon 2000S составляет 6200 км при скорости 980 км/ч (3350 морских миль при 0,8 Мах). При длине 20,2 м, высоте 7,1 м и размахе крыльев 21,4 м этот бизнес-джет можно хранить в ангаре в любом крупном аэропорту. С максимальным взлетным весом 18 605 кг (41 000 фунтов) и максимальным посадочным 17 840 кг (39 300 фунтов) самолет является универсальным, поскольку разница между максимальной взлетной массой и максимальной посадкой составляет всего 770 кг (1700 фунтов).

Стандартное оснащение Falcon 2000S вполне способно удовлетворить клиентов с самыми высокими запросами. Самолет оснащен бортовой системой телефонной связи, мультимедийной системой с 19-дюймовым экраном высокого разрешения, аудиоусилителем и акустическими системами, двойным Blu-ray-проигрывателем, 115-ваттным инвертором, камбузом с электрической печью, микроволновой печью и кофеваркой Nespresso.
Силовой установкой является пара двигателей Pratt & Whitney PW308C, оснащенных новой камерой сгорания Talon II, которая позволяет снизить выбросы окислов азота на 20 процентов и имеет мощность выше на 40 проц. по сравнению с прежним двигателем (CAEOP/6 31,18. кН – 7000 фунтов) на уровне моря.

Компания Dassault стала пионером на рынке бизнес-джетов, разместив на борту 7X систему управления fly-by-wire. Возможно, она могла бы расширить эту функцию на другие модели бренда, учитывая, что Embraer уже использует эту технологию в новых Legacy 450 и 500, а пока предлагает ее в качестве опции для 2000S. Другой желательной особенностью в таком сложном самолете будет автоматическая система Bus Tie, похожая имеющуюся на некоторых самолетах Cessna Citation X. После запуска обоих двигателей, Bus Tie включается автоматически и, в случае одного двигателя, также автоматически выключается

Синтетическое зрение

Мне была предоставлена возможность совершить полет в кокпите опытного Falcon 2000S с регистрационным знаком N702FJ, из Сан-Паулу в Навегантес, Санта-Катарина с вылетом, запланированным на 7:30 из Конгоньяса. Я прибываю около 6:45 утра для инструктажа перед вылетом с капитаном Дейвом Белстоком. Он дает полное разъяснение того, как работает Easy II и чем он отличается от Easy. Для тех, кто уже использует Easy и Head-Display (HUD), адаптация к Easy II проще, поскольку в комплекте Easy II имеется HUD с системой расширенной визуализации (SVS), которая получает информацию от усовершенствованной системы предупреждения о близости к земле (EGPWS). Это оборудование дает пилоту большую осведомленность с почти нулевыми «мёртвыми зонами», делая полет более точным. Пилот также имеет возможность летать без синтетического зрения, аналогично Easy.

Easy имеет электронный контрольный список — который, в случае проблемы с полетом, автоматически предоставляет пилоту необходимую информацию для избежания крушения, а это означает, что член экипажа не должен искать в ручном режиме ответа на проблему. Однако в случае выхода из строя модульного блока авионики MAU 1A пилот остался бы без электронного контрольного списка, что не относится к Easy II. Новый прибор компании Honeywell предоставляет пилоту два электронных контрольных списка, один из которых получает информацию от MAU 1A, а другой — от MAU 2A, что позволяет избежать возможной потери источника информации.

На экране MDU пилот может проверить диапазон, который обеспечивает синтетическое представление на PDU. С синтетическим зрением, даже в облаках, при завершении захода на посадку пилот можете видеть как саму полосу, так и центральные линии и нумерацию на PDU – если ВВП находится в базе данных EGPWS. Новый EVS доступен с системой в трех положениях, High, Low и Off, в отличие от предыдущей модели, которая имеет только опции On и Off. 2000S способен работать в соответствии с новыми стандартами RNP4 в Северной Атлантике, например, летать из Лондона в Нью-Йорк. Небольшой дождь

Мы оставили запас топлива 3450 кг (7600 фунтов), достаточный для того, чтобы добраться до Навегантеса, чередуя Флорианополис и, при необходимости, вернуться в Сан-Паулу без необходимости дозаправки. Наш взлетный вес 14 155 кг (34 180 фунтов), и у нас есть в распоряжении V1 101, Vr 109 и V2 113. Мы получили разрешение на рулежку и позднее на взлет с правой ВПП №17. Новый Falcon 2000S имеет важную новую функцию в случае взлёта с одним двигателем. Самолет может лететь на полной тяге в течение 10 минут, а не 5 минут, как это было с предыдущей моделью.

Мы начали разгон. Ускорение очень быстрое, и вскоре мы уже летим, поднимаясь до высоты 1830 м (6000 футов), что является нашим ограничением. Скороподъемность 1220 м (4000 футов) в минуту. На высоте 6000 футов мы летим по приборам, но благодаря синтетическому зрению и PDU видна плотина Гуарапиранга и весь рельеф ниже. Мы получили разрешение подняться на 3660 м (12 000 футов). Продолжаем полет в горизонтальном режиме. Нам разрешено подняться на крейсерский уровень и, достигнув его, начать выполнять повороты и маневры. С выпущенными закрылками капитан уменьшает мощность двигателя, но до того, как самолет достигает положения сваливания, самолет автоматически убирает внутренние закрылки, чтобы позволить воздушному потоку пойти на элероны и дать пилоту контроль над органами управления.

У Falcon 2000S нет никаких устройств типа stick shake или stick push, что позволяет пилоту чувствовать вибрацию во время приближению к режиму сваливания. Мы летели со скоростью 980 км/ч (0,8 Mach) на высоте 8 535 м (28 000 футов). Бизнес-джет может достигать 18 890 м (39 000 футов) и разгоняться до 1050 км/ч (0,86 Mach), что является его пределом. Полет прошел быстро, и вскоре мы находимся близко к пункту назначения. Система повышения давления остается стабильной, когда мы снижаемся, мы не чувствуем разницы в высоте. Нам разрешено спуститься до 1525 м (5000 футов) прямо в положение NAZA для финальной процедуры RNAV на полосу 25 в Навегантесе, где идет небольшой дождь. Диспетчер предлагает потолок в 300 м (1000 футов). И именно в таких условиях во время захода на посадку информация, предоставляемая самолетом, является полезной. Такое ощущение, что мы совершаем визуальную посадку, а не по приборам. К моему удивлению, когда я проверяю нашу скорость посадки Vref, я вижу на приборной панели 200 км/ч (109 узлов), и самолет остается безопасным и устойчивым к посадке. После прикосновения шасси с полосой почти нет необходимости использовать тормоза и реверс двигателя, так как самолет постепенно замедляется. Кроме того, у нас есть система RAAS, которая показывает и рассказывает голосовыми сообщениями о положении воздушного судна на ВПП. Это дружелюбный и послушный самолет.

Усовершенствованная авионика

С авионикой Honeywell Easy II у пилота в распоряжении есть несколько функций, которые помогают ему выполнять более безопасные и комфортные полеты для пассажиров. Ниже приведен список некоторых доступных на Falcon 2000S систем:

ТЕМПЕРАТУРА: система, используемая при прибытии в аэропорты, где температура наружного воздуха очень низкая, то есть в холодных условиях, например, в России. Эта система автоматически рассчитывает и компенсирует высоту.

Система обеспечения готовности взлетно-посадочной полосе (RAAS): предоставляет аудиоинформацию для удобства работы на земле, на рулежных, на разворотной полосе и т. д.
Авиационная телекоммуникационная сеть (ATN): позволяет органу воздушного управления получать информацию о маршруте и данные о системах воздушного судна, который может оказать помощь в критических ситуациях опираясь на данные с бортовых систем помимо сообщений пилота.

Спутниковая система с дифференциальной коррекцией (SBAS): система, которая обладает большей точностью и целостностью информации, чем GNSS.

FANS (Future (Future Air Navegation System)): позволяет пилоту напрямую связываться с диспетчером для запроса трафика и разрешений на местоположение через канал передачи данных.

RADAR – погодный радар тот же, что и на других самолетах серии 2000, с превосходной надежностью и опцией LSS (Lightning Sensor System), которая обнаруживает области, где присутствует грозовой фронт.

CPDLC (связь по линии передачи данных Controler): связь по линии передачи данных с управлением воздушным движением. Пилот должен выполнить тренировку. Самолет также имеет CPDLC-ATN через VHF и CPDLC-FANS -1A через SATCOM.

Automatic dependent surveillance-broadcast (ADS-B): способность воздушного судна принимать и отправлять информацию о местоположении с помощью данных от GPS и радиоканала на наземные приемники и другое воздушное судно. Система позволяет отслеживать положение воздушного судна в режиме реального времени по всему земному шару без использования наземного радара, который к тому же обладает ограниченным радиусом действия.

Automatic Dependent Survilance-Contract (ADS-C): то же, что и ADS-B, однако для него не требуется идеальная антенна для полетов в районах Северной Атлантики и Тихого океана.HUD (Head-Display): дисплей Head-Head.

EVS (Enhanced Vision System): инфракрасное зрение.

ADM (автоматический режим снижения): в случае сброса давления самолет выполняет аварийное снижение автоматически.

SVS (Sinthetic Vision System): синтетическое зрение, которое позволяет пилоту видеть реальный рельеф, а не только искусственный горизонт.

Обратный рейс в качестве пассажира

На обратном пути из Навегантеса в Сан-Паулу я пересел в салон, чтобы испытать ощущение пассажира, что является редкостью для пилота. Когда дверь закрывается и запускаются двигатели, я замечаю очень низкий уровень шума в кабине. Самолет выруливает на ВПП, и пилоты готовятся к взлету. В момент разгона я чувствую мощность 31,18 кН (7000 фунтов) каждого двигателя. Это как прилипание к сидению. Самолет взлетает с нескольких десятков метров взлетно-посадочной полосы и продолжает ускорение. Я отстегиваю ремни и расслабляюсь. На кресле замечаю электрические элементы управления и занавески, которые также могут быть управляемыми дистанционно.

Одна из особенностей, которая бросается в глаза — это салон с синтетическим зрением, дающим пассажиру ощущение нахождения в кабине пилотов. С ее помощью вы получаете ту же картинку, которую видит перед собой пилот, а также получаете туристическую информацию из некоторых городов. Эта новая система гораздо более полная и интересная, чем та, которая использовалась в предыдущих версиях. Для этой модели доступно дополнительное платное телевидение, которое позволяет пассажирам смотреть те же каналы, что и дома, в режиме реального времени. На нашем рейсе доступен беспроводный интернет. Тест на планшете показывает, что связь быстрая и хорошего качества. Главный пульт контроля температуры кабины и развлечений находится в камбузе и на одном из сидений оператора. Он полностью цифровой и оснащен сенсорным экраном, что позволяет передавать управление на iPad. Dassault также предлагает в качестве стандартного оборудования телефонную связь между кабиной пилотов и пассажирским салоном. Варианты конфигурации заднего сиденья имеют подвижный стол, который можно использовать для встреч и приема пищи. Он также превращается в двуспальную кровать.

Полет плавный, без турбулентности. Во время последнего захода на посадку, я чувствую, что автоматические изменения мощности происходят плавно, что обеспечивает больше комфорта и безопасности пассажиру. Для тех, кто ищет бизнес-джет суперсреднего размера с низкими эксплуатационными расходами, способный совершать на большинстве взлетно-посадочных полос, помимо выполнения международных рейсов, Falcon 2000S оказывается сильным конкурентом, особенно благодаря своей универсальности. Все Falcon 2000S, которые будут изготовлены к концу 2024 года, уже проданы. Сегодня срок поставки после подписания контракта составляет примерно 18 месяцев.

Основные характеристики Falcon 2000S

Производитель: Dassault Aviation;
Цена: $25 000 000,00 (FOB, без учета стоимости доставки и таможенных пошлин в стране регистрации);
Вместимость: 2 пилота + 10 пассажиров:
Размеры:
Размах крыльев: 21,4 м;
Длина: 20,2 м;
Высота: 7,1 м;
Площадь крыла: 49.0 кв.м.;
Вес
Максимальный взлетный: 18,598 кг;
Максимальный посадочный: 17 827 кг;
Максимальная полезная нагрузка: 2245 кг;
Производительность
Взлетная дистанция (1): 1318 м;
Посадочная дистанция (2): 705 м;
Посадочная скорость (3): 198 км / ч (107 узлов);
Дальность (4): 6 205 км;
Максимальная крейсерский потолок: 14,325 м;
Максимальная крейсерская скорость (Vmo): 685/649 км/ч (370/350 узлов);
Максимальная крейсерская скорость в Мах (ММО): 0,862/0,85;
Силовая установка:
Количество: 2 двигателя Pratt & Whitney Canada PW308C, улучшенная версия;
Максимальная тяга: 22,24 кН/7 000 фунтов (на уровне моря, ISA);
Примечания:
1.Максимальная взлетная масса, уровень моря, стандартные условия
2. FAR 91, типичный вес посадки
3. Vref, типичная посадочная масса
4. Mach 0.80, шесть пассажиров, два члена экипажа, запас топлива NBAA

Андрей Бочкарев