Страницы истории авиации: SNCAC NC.1071 – первый французский реактивный двухмоторник

Вскоре после окончания Второй мировой войны во Франции начались работы над палубным штурмовиком необычной двухмоторной схемы с двойным вертикальным стабилизатором и поршневыми двигателями в гондолах. Машина получила обозначение SNCAC NC.1070, а ее развитием стал реактивный SNCAC NC.1071.

SNCAC NC.1071
SNCAC NC.1071

Концепция предполагала разработку двухмоторного штурмовика, бомбардировщика-торпедоносца, бомбардировщика, а позже и бортового истребителя. Самолет должен был иметь два двигателя в гондолах под крыльями, на концах которых располагались вертикальные стабилизаторы, соединенные вверху с горизонтальным стабилизатором.

Самолет имел длину 10,2 м, размах крыла 20 м, максимальную взлетную массу 10 700 кг. Он был оснащен двумя четырнадцатицилиндровыми двигателями SNECMA 14R мощностью 1600 л.с. каждый, обеспечивающими максимальную скорость 578 км/ч и запас хода 3400 км. Экипаж состоял из 3 человек – летчика, бомбардира и стрелка. Вооружение должно было состоять из 4 пулеметов в задней боевой позиции и комплекта бомб или торпед.

Самолет совершил полет 25 мая 1947 года. Его испытания продолжались до 9 марта 1948 года, когда он был поврежден при приземлении. В то время ремонт сочли нерентабельным, поэтому вместо него был построен второй прототип, но на этот раз оснащенный двумя реактивными двигателями Rolls-Royce Nene. В этой версии масса самолета увеличилась до 13 750 кг, а максимальная скорость – до 790 км/ч. Также был перестроен фюзеляж и убрана хвостовая огневая позиция.

SNCAC NC.1071
SNCAC NC.1071

С самого начала самолет был адаптирован для работы с палуб авианосцев. Крылья складывались в два этапа – сначала вокруг двигателя, а затем в сторону фюзеляжа. Учитывая, что фюзеляж был коротким, самолет мог занимать очень мало места.

Испытания второго прототипа, получившего обозначение SNCAC NC.1071, начались 12 октября 1948 года. Они продолжались до 27 апреля 1949 года, когда самолет был поврежден. После ремонта полеты возобновились в 1950 году, но, несмотря на планы по созданию большего количества прототипов, программа была прекращена из-за неудовлетворительных пиковых характеристик и очень сложной конструкции, затруднявшей эксплуатацию. Также не было спроса на этот тип самолетов. Стоит отметить, что SNCAC NC.1071 признан первым французским многомоторным реактивным самолетом.

Андрей Бочкарев

비즈니스 항공 AVIAV TM