Инженеры Boeing выступили против удаления молнезащиты с крыльев 787 Dreamliner

В начале этого года Доминик Гейтс сообщил, что руководство Федерального управления гражданской авиации США (FAA) согласилось убрать ключевой элемент крыла 787 Dreamliner, служащий для его защиты в случае удара молнии.

Boeing 787 Dreamliner

Boeing 787 Dreamliner

В этом году у американского производителя возникли огромные проблемы, которые начались с вопроса о безопасности новейшего узкофюзеляжного самолета после крушения B737 MAX 8 Ethiopian Airlines, потерпевшего крушение вскоре после взлета из аэропорта Аддис-Абебы.

Катастрофа второго за шесть месяцев B737 MAX 8 привела к приостановке эксплуатации этих самолетов авиационными органами по всему миру. Летом, после расследования New York Times, возникли вопросы относительно качества изготовленных Dreamliners на заводе в Северном Чарльстоне. В настоящее время существует проблема с изменениями в отношении молниезащиты. Однако эта патологическая проблема, по-видимому, связана не только с агентствами, ответственными за авиационную безопасность, но также с правительствами, которые, например, в США, недостаточно субсидируют эти учреждения.

Изменения Boeing в конструкции крыла B787, которые позволят сократить расходы компании и ее клиентов – перевозчиков, ускорились совсем недавно. Все это происходит несмотря на четкие оговорки, высказанные собственными техническими экспертами FAA, которые заметили повышенный риск взрыва топлива в баке внутри крыла во случае удара молнии. Этот вопрос будет рассмотрен в эту среду, когда Стив Диксон, глава FAA, предстанет перед комитетом Палаты Конгресса США, который пристально следит за работой агентства после двух катастроф Boeing 737 MAX.

Устройство молнезащиты крыла B787

Устройство молнезащиты крыла B787

Молниезащита на B787 Dreamliner, который сделан в основном из углеродных композитов, сложнее, чем на типичной «металлической» плоскости. Когда Boeing разработал Dreamliner, проект предусматривал специальные меры по защите топливного бака крыла. Производитель снабдил каждый металлический крепежный элемент в крыле изолирующим колпачком и внедрил полоски медной фольги в обшивку углеродного крыла, чтобы рассеивать электрический разряд после удара молнии.

Пять лет назад Boeing без лишней огласки прекратил добавлять изолирующие колпачки, и инженеры концерна одобрили это изменение, при минимальном вмешательстве FAA. Затем, в марте этого года, он прекратил устанавливать защитную медную фольгу. В настоящее время вся площадь крыла каждого B787, поставленного с тех пор, то есть с марта 2019 года, не имеет обеих защит. FAA первоначально отклонило удаление фольги с крыла. 22 февраля этого года Отдел сертификации FAA заявил, что Boeing не доказал, как того требует закон, что воспламенение паров топлива в баке после удара молнии является «крайне маловероятным», и в этом случае, скорее всего, это произойдет не более трех раз за миллиард летных часов. Но в то время концерн уже произвел около 40 комплектов крыльев без специальной фольги. В связи с плотным графиком поставки этих самолетов, производитель немедленно подал апелляцию. Менеджеры FAA отменили свое решение ровно через неделю — за несколько дней до второго крушения B737 MAX.

В июне старший инженер безопасности FAA Томас Торсон выразил обеспокоенность тем, что агентство одобряет желаемые изменения Boeing слишком рано, чтобы иметь возможность поставлять свои самолеты, которые он уже построил. Торсон официально выступил против решения FAA. «Я не согласен с тем, что график поставок должен влиять на наши решения в области, критически важные для мер безопасности. Это не соответствует нашим принципам», – написал Торсон.

Руководство FAA подверглось резкой критике за то, как оно осуществляло контроль над сертификацией 737 MAX со стороны своего технического персонала и передало большую часть процесса утверждения самому Boeing.

Решение об изменении 787, которое было принято, когда Boeing стремился снизить стоимость и сложность производства реактивных самолетов, вызывает аналогичные опасения. Boeing утверждает, что изменения были внесены с развитием знаний о молниезащите, как с точки зрения того, что работает на практике, так и того, что необходимо для удовлетворения требований FAA. В заявлении Boeing говорится, что 787 имеет «несколько других уровней молниезащиты», и что любое изменение конструкции «было должным образом учтено, тщательно проверено и одобрено FAA».

Boeing B787 Dreamliner

B787 Dreamliner как продукт был и остается настоящим прорывом среди пассажирских самолетов. Современный дизайн, технологичные двигатели и легкие композитные материалы гарантируют низкий уровень шума, а также более благоприятные условия на борту. Это лишь некоторые из преимуществ, которые обеспечивают пассажирам высокий комфорт при путешествии. Тем не менее, некоторые из самых инновационных технологий на борту Boeing 787 не видны невооруженным глазом, но они, безусловно, помогут пассажирам почувствовать разницу и сделать их полет более приятным и комфортным.

С момента запуска программы в 2004 году Boeing получил заказы на 1487 самолетов B787: 426 версий B787-8, 868 – B787-9 и 193 – B787-10 от 85 клиентов. Пока что американский производитель поставил 918 Dreamliners: 368 – B787-8, 505 – B787-9 и 25 – самых больших в семействе B787-10. Dreamliner является самым продаваемым в истории коммерческой авиации. Это первый самолет в этой категории, который преодолел объем продаж в 1000 единиц всего за девять лет после объявления программы. Среди поставляемых самолетов также бизнес-джеты BBJ787 предназначенные для перевозки VIP, глав государств, а также частных лиц, которые могут себе это позволить.

Андрей Бочкарев