Гид по направлениям бизнес авиации: Стамбул, Турция

В последнее время Стамбул – традиционно популярное направление для отдыха – становится все более востребованной локацией для деловых поездок, и значительная доля авиационного трафика приходится на частную авиацию. Однако при полете на частном самолете приходится учитывать массу ограничений. Здесь требуются как разрешения на посадку, так и выделение слотов, а продлить место на парковке может быть весьма затруднительно.

Если вы планируете поездку в Стамбул, ниже приводится обзор того, что вам необходимо знать:

  1. Опции аэропортов

В Стамбуле есть три аэропорта влета: новый аэропорт Стамбула (LTFM), аэропорт имени Ататюрка (LTBA) и аэропорт имени Сабихи Гёкчен (LTFJ). К северу от Стамбула находится авиаузел Трабзон (LTCG), который часто используется для технических посадок с быстрым обслуживанием.

Исторически два стамбульских аэропорта влета –  Ататюрк (LTBA) и Сабиха (LTFJ) – являются наиболее популярными направлениями для международных рейсов частной / деловой авиации.

Однако недавние события, включая открытие нового аэропорта Стамбула (LTFM) и продолжающееся строительство взлетно-посадочной полосы в LTFJ, сделали LTBA предпочтительным аэропортом для частных самолетов.

LTBA находится недалеко от Стамбула и до недавнего времени, а точнее до открытия LTFM, считался одним из самых перегруженных аэропортов в Европе. Авиаузел LTBA не имеет возможности расширяться, потому что со всех сторон ограничен городской жилой застройкой. В результате правительство Турции приняло решение построить новый аэропорт, что и реализовывалось с 2013 по конец 2018 года.

– Новый Стамбульский Аэропорт (LTFM)

LTFM находится в 37 км (1 час на машине) до центра Стамбула. Коммерческие авиалинии больше не могут летать в LTBA, и в апреле 2019 года было анонсировано, что впредь трафик будет проходить через LTFM. Руление лайнера до парковочного места длится 25-30 минут. Руководство аэропорта рассматривает альтернативные планы по сокращению времени на руление, но в ближайшее время это вряд ли произойдет.

– Аэропорт имени Ататюрка (LTBA)

LTBA расположен в 24 км (примерно 30 минут езды) от центра Стамбула. LTBA будет по-прежнему открыт для частной / деловой авиации, но поскольку аэропорт больше не будет перегружен воздушными перевозками регулярных авиалиний, время прибытия, вылета и руления будут значительно улучшены. В результате эксперты ожидают, что еще больше операторов частной / деловой авиации будут отдавать предпочтение аэропорту LTBA. Авиаузел Ататюрк теперь будет отдан частной авиации, которая будет обслуживаться через общий терминал. LTBA – это круглосуточный аэропорт влета, на территории которого можно пройти таможенный, миграционный и карантинный контроль. Все перечисленные службы работают в режиме 24/7.

Въездной контроль для бизнес джетов проводится в Главном авиационном терминале. Чтобы ускорить процесс, вам необходимо предварительно заполнить карты прибытия и отъезда через выбранного оператора наземного обслуживания. Обратите внимание, что время в пути от международного терминала до терминала частной авиации составляет 15-30 минут. Обслуживание на борту частного самолета в LTBA запрещено, если на транспортном средстве нет специального регистрационного знака для доступа. Если по различным причинам требуется обслуживание на борту, разрешение на это должно быть запрошено заранее, однако администрация аэропорта по своему усмотрению может одобрить или отклонить запрос. Место для стоянки в ангаре LTBA предоставляется транзитным рейсам, но только для лайнеров габаритами до Boeing BBJ или Airbus ACJ. Наличие подтверждающего письма, которое должно быть предоставлено в администрацию аэропорта до прибытия, поможет снизить издержки на парковку судна.

– Международный аэропорт имени Сабихи Гёкчен (LTFJ)

LTFJ находится в нескольких километрах (примерно в часе езды) от центра Стамбула. Это круглосуточный аэропорт влета, где также можно пройти таможенный, миграционный и карантинный контроль. Тем не менее, из-за продолжающегося строительства взлетно-посадочной полосы в течение следующих двух лет, эксплуатация LTFJ для операторов частной / деловой авиации будет затруднена. Всем лайнерам, выполняющим рейсы в LTFJ, необходимо получать предварительные разрешения (PPR), которые надо запрашивать как минимум за 48 часов. Места в ангарах транзитным рейсам в LTFJ не предоставляются. Этот аэропорт, как и LTBA, очень строго относится к вопросам безопасности.

– Аэропорт Трабзон (LTCG)

Аэропорт LTCG расположен примерно в двух часах езды к западу от Стамбула и также является гражданским аэропортом влета с круглосуточной работой. Взлетно-посадочная полоса здесь длинная, безопасность в воздушной зоне хорошая, а также имеется парковка для лайнеров B737 и ACJ319. Однако обратите внимание, что для работы здесь требуется предварительное разрешение (PPR), а также учтите, что с точки зрения инфраструктуры или услуг VIP-уровня этот аэропорт может не очень много предложить.

– Слоты

Большинство аэропортов влета в Турции требуют для каждого прилета / вылета запрашивать слоты. Важно отметить, что процесс подачи заявки на слот обычно занимает пять рабочих дней, а для получения разрешения на посадку частного самолета – всего три дня. Управление гражданской авиации Турции использует систему онлайн координации слотов, но это закрытая система, поэтому вам нужно будет обратиться за помощью к оператору наземного обслуживания.

Авиаперевозчики и посредники в предоставлении авиационных услуг обычно не могут просматривать доступные слоты онлайн, равно как не могут запрашивать слоты напрямую. В двух аэропортах Стамбула вы вряд ли получите запрашиваемое время (так бывает в 50% случаев), и доступные слоты могут не совпадать с вашим расписанием.

Как правило, слоты на прибытие / отправление доступны не ранее чем за 2-3 дня до непосредственного перелета.

* Примечание: в последнее время получение предпочтительного слота стало особенно сложным в LTFJ. Из-за строительных работ на взлетно-посадочной полосе слоты распределяются только в нерабочие часы аэродрома. Опыт показывает, что подтверждение слотов в LTFJ чрезвычайно затруднительно даже при предварительном запросе.

Всегда рекомендуется начинать процесс запроса слота как минимум за пять дней, чтобы вы могли отслеживать ситуацию и использовать любые возникающие возможности.

– Парковка

Организация парковки в аэропортах Стамбула может быть сложной, особенно для самолетов B737 и более крупных, которые планируют оставаться на территории аэропорта более 24 часов. Недавно было разослано сообщение о том, что долгосрочная парковка в LTFJ недоступна, а в LTBA напротив стало больше вариантов.

Также учтите, что стоянка частного самолета в LTFJ обходится дороже. Поскольку долгосрочная парковка недоступна, авиаперевозчики должны использовать ангары, расценки на которые в среднем варьируются около 600-1000 долларов за день в зависимости от размера самолета. Кроме того, поскольку используется только одна взлетно-посадочная полоса, на руление от взлетно-посадочной полосы до стоянки уходит от 20 до 30 минут.

Обратите внимание, что при парковке в LTBA или LTFJ заруливание и выруливание на тяге собственных двигателей не является нормой. Чаще всего ваш частный самолет будет отбуксирован, и важно заранее уточнить, что для вашей модели лайнера имеется подходящий буксирный крюк. В LTBA сложностей со сроками стоянки не возникает, здесь доступна долгосрочная парковка.

Если вам необходима длительная парковка, то можно рассмотреть базу Tekirdağ ÇorluAirport (LTBU), которая находится примерно в двух часах езды по автомагистрали от центра Стамбула.

Многие авиаперевозчики, направляющиеся в Стамбул, теперь выбирают посадку в LTCG, где есть много парковочных мест, но нет терминала частной авиации, и имеется только базовая инфраструктура для обслуживания частных самолетов.

  1. Наземное обслуживание

Авиаперевозчики частной / деловой авиации, часто летающие в Турцию, утверждают, что местная инфраструктура и наземное обслуживание в основных аэропортах влета отличаются очень высоким уровнем. И хотя наземного вспомогательного оборудования здесь более чем достаточно, всегда лучше заранее уточнять наличие буксировочных штанг, особенно если вы эксплуатируете не самую популярную модель частного самолета. Авиаперевозчики говорят, что перевозка экипажа и пассажиров с самолета была хаотичной, и прямой маршрут к терминалу частной авиации в LTFJ отсутствовал. Такая обратная связь также сигнализирует о том, что терминал частной авиации в LTBA превосходит по качеству и комфорту аналогичный терминал аэропорта LTFJ. Кроме того, техническая поддержка бизнес джетов в LTFJ часто ограничена, при этом в LTBA доступно гораздо больше вариантов.

  1. Отели

При поездках в Турцию всегда рекомендуется останавливаться в четырех- или пятизвездочных отелях. Благо, в Стамбуле довольно богатый выбор, в том числе представителей крупных международных сетей.

В непосредственной близости от LTBA, благодаря рядом расположенному Стамбулу, есть множество отелей, при этом в LTFJ ближайший отель находится в 25 минутах езды от аэропорта, и из-за ограниченной вместимости цены здесь выше, чем в отелях рядом с LTBA.

  1. Наземный транспорт

Предоплаченный наземный транспорт (аренда автомобиля с водителем) является рекомендуемым вариантом для передвижения по Стамбулу. Вы также можете воспользоваться услугами обычного городского такси во всех аэропортах Стамбула. Плата за проезд от LTFM до центра города составит 30 долларов США за поездку; от LTBA до центра города – 15 долларов США; от LTFJ до центра города поездка будет стоить 25 долларов.

  1. Топливо

Доступность топлива в основных аэропортах Турции всегда находится на достаточном уровне, и кредит на горючее редко является проблемой. Операторы наземного обслуживания доступны в любое время, когда работает сам аэропорт. Например, в аэропортах Стамбула наземные погрузчики обычно дежурят с 06:00 до 19:00 по местному времени, но будут доступны в любое время, когда ожидается трафик. В то время как оплата принимается потребительскими кредитными картами и наличными деньгами, в дополнение к картам авиационных и топливных компаний рекомендуется иметь документ на отгрузку топлива. Этот документ помогает избежать проблем в день вылета и защищает от некорректного заправщика, который может появиться и забрать вашу карту.

Одним из нюансов для авиаперевозчиков, работающих в LTFJ, является тот факт, что летное поле для частной / деловой авиации расположено далеко от международного терминала, где размещено топливохранилище. Это может вызвать задержки в обслуживании и в дальнейшей отправке.

  1. Питание

Варианты закупки бортового питания в крупных турецких аэропортах влета хорошо налажены и разнообразны. Поставщики бортового питания базируются прямо в воздушных гаванях, а при закупке продуктов и готовых блюд в местных отелях и ресторанах можно заручиться поддержкой оператора наземного обслуживания, который обеспечит доставку провизии на борт частного самолета. Предварительное уведомление о запросах на питание должно быть сделано за 24-72 часа, при этом выполнение сложных заказов или поставка продуктов из специализированных источников требуют еще более раннего уведомления. Турция позволяет сохранять продукты питания на борту частных самолетов во время технических остановок, равно как и дает возможность хранить опечатанные продукты в холодильнике терминала частной авиации при остановке в пути.

  1. Безопасность

Поскольку в этой части мира существуют проблемы с безопасностью, авиаперевозчикам, направляющимся во все аэропорты Турции, рекомендуется обеспечить безопасность воздушных судов на время своего пребывания в стране. В целях повышения уровня безопасности может быть организована авиационная охрана, но это должно быть согласовано и оформлено заранее.

В последние годы ряд стран, в том числе Россия и США, выпустили несколько туристических рекомендаций для своих граждан, посещающих Турцию. В связи с этим вам следует рассмотреть возможность получения текущей сводки службы безопасности по городу, аэропорту и вашему отелю.

  1. Разрешения

– Разрешения на пролет

Разрешение на пролет в воздушном пространстве Турции не требуется, но только при условии, что частный самолет зарегистрирован в государстве-участнике ИКАО и между двумя странами существует двустороннее соглашение. Если вы эксплуатируете соответствующий самолет и у вас есть план полета, дополнительное уведомление для пролета не требуется. В противном случае (при невыполнении указанных условий) вам придется получать разрешение, время оформления которого составляет приблизительно три рабочих дня.

– Разрешения на посадку

Разрешения на посадку требуются для всех воздушных судов с предварительной отправкой заявки за три рабочих дня. Хотя разрешение на посадку можно получить в течение трех рабочих дней, лучше всего запланировать пять рабочих дней на подтверждение слотов и наземного обслуживания, поскольку в случае, если вам придется иметь дело с определенными аэропортами для получения слотов и мест на стоянке, может потребоваться дополнительная логистика. Разрешения на посадку в Турции действительны до конца суток по гринвичскому времени. Если же в расписание вносятся изменения, которые выходят за рамки времени по Гринвичу или меняется аэропорт отправления / посадки, разрешение необходимо отправить на пересмотр, на что стоит выделить порядка 24 часов. В случае, когда вносятся корректировки в пофамильный список пассажиров или членов экипажа, авиаперевозчику достаточно отправить уведомление. Помните, что подтверждения разрешений всегда должны быть вписаны в раздел примечаний 18 вашего плана полета ИКАО.

– Документация

Для получения разрешения на посадку частного самолета в Турции требования к документации самолетов и экипажа являются стандартными. Однако имейте в виду, что Турция требует специальных страховых покрытий и уникальных формулировок документов. Важно уделить время изучению требований и консультации со страховым агентом, чтобы убедиться в применении запрашиваемых формулировок, покрытия и страховой документации.

  1. Каботаж

Турецкие власти очень строго относятся к вопросам и правилам внутренних перевозок (или каботажа). Они тщательно следят за тем, кто входит и передвигается по внутренним авиалиниям. Несмотря на то, что иностранные перевозчики редко сталкиваются с проблемами в этом вопросе, имейте в виду, что все внутренние перелеты на самолетах, зарегистрированных за рубежом, тщательно изучаются, и сейчас получить разрешение на перелет в воздушном пространстве страны намного труднее, чем раньше. Постарайтесь не вносить внутренние этапы в маршрут полета частного самолета, поскольку это может поставить под вопрос всю операцию.

  1. Таможня

Таможенный, миграционный и карантинный контроль проводится в терминалах частной авиации, в официальных аэропортах влета, где имеются необходимые возможности. Обычно это быстрый процесс, занимающий не более 15-20 минут, так как большая часть информации будет передана таможенно-пограничной службе заранее. В авиаузлах, где нет комплекса бизнес авиации, процесс въездного контроля проводится в главном терминале, но и в этом случае все проходит довольно оперативно. Чтобы ускорить прохождение таможенного, миграционного и карантинного контроля крайне важно постоянно информировать выбранного вами оператора наземного обслуживания о любых изменениях в расписании или пофамильном списке пассажиров / членов экипажа, чтобы они могли обновить документы, предоставленные в таможенные и иммиграционные органы. Также убедитесь, что у наземного оператора есть несколько копий актуальной общей (генеральной) декларации.

– Паспорта

При поездке в Турцию срок действия паспорта должен составлять не менее шести месяцев.

– Визы

Имейте в виду, что полеты в / из Кипра или Армении не допускаются в / из Турции. Визы требуются гражданам всех государств, но некоторые из них имеют возможность получить визу по прибытии. Обратите внимание, что визовые требования для экипажа такие же, как и для пассажиров, и чтобы избежать возможных проблем с визами по прибытии, эксперты рекомендуют получить их заранее. В настоящее время для поездки в Турцию можно получить онлайн визы, которые оформляются заранее.

APIS

Не применяется.

  1. План полета

Частные самолеты, которым не требуется разрешение на перелет в воздушном пространстве Турции, должны подавать планы полетов как минимум за три часа до начала полета, при этом обязательно надо убедиться, что цель полета (деловая или частная) отражена в разделе примечаний 18 плана полета ИКАО. Правовые авиационные документы должны быть внесены в базу данных гражданской авиации выбранным оператором наземного обслуживания.

  1. Погодные нюансы

Сводки о погоде можно получить в администрации аэропорта через центр координации полетов, а также через наземных операторов и компании по наземному обслуживанию.

  1. Технические остановки

В то время как технические остановки зависят от маршрутов и модели частного самолета, на котором вы летите, лучше избегать аэропортов Стамбула, если вы рассчитываете на быстрое обслуживание. Основные сложности здесь связаны с высокой загруженностью  и недостаточностью слотов. В зависимости от маршрута, оптимальный выбор для технической остановки – Анталия (LTAI) и Измир (LTBJ). Здесь можно получить весь спектр авиационных услуг за 45-60 минут, при условии, что вы заранее отправили расписание и пофамильный список пассажиров / членов экипажа.

  1. Пиковый сезон / события повышенного авиационного трафика

Хотя трафик в Стамбул отличается равномерным распределением в течение всего года, движение становится более оживленным с середины июня до конца июля.

В Стамбуле проходят два авиашоу. Одно – в последнюю неделю мая, а другое – в последнюю неделю сентября. В течение указанных периодов авиаперевозчики должны отправлять запросы на парковку и слоты за 48 часов.

  1. Нормативные соображения

Не применимы.

  1. Прочие нюансы

– Вакцинация

В настоящее время в Турции нет требований для обязательной вакцинации.

– Языковой барьер

Обслуживающий персонал аэропорта говорит и понимает по-английски на среднем уровне. Еще реже можно встретить таксистов, бегло говорящих на английском. В большинстве крупных городов Турции, таких как Стамбул, Анкара и Анталия, сотрудников, говорящих на английском, русском и немецком языках, обычно можно найти в торговых центрах, отелях и в ряде ресторанов.

– Специальная документация

Не применяется.

– Домашние животные

Хотя во время технических остановок в Турции наличие на борту частного самолета домашних животных не создает проблем, обо всех прибывающих в Турцию питомцах стоит заранее сообщать оператору наземного обслуживания. Администрация аэропорта конечного пункта назначения потребует предъявить справку о здоровье и сертификат о прививках.

– Оружие

Если у вас есть оружие на борту, будьте готовы предоставить соответствующие лицензии и разрешения местным властям в конечном пункте назначения.

Шошина Ольга

Гид по направлениям бизнес авиации: Стамбул, Турция |

Гид по направлениям бизнес авиации: Стамбул, Турция

В последнее время Стамбул – традиционно популярное направление для отдыха – становится все более востребованной локацией для деловых поездок, и значительная доля авиационного трафика приходится на частную авиацию. Однако при полете на частном самолете приходится учитывать массу ограничений. Здесь требуются как разрешения на посадку, так и выделение слотов, а продлить место на парковке может быть весьма затруднительно.

Если вы планируете поездку в Стамбул, ниже приводится обзор того, что вам необходимо знать:

  1. Опции аэропортов

В Стамбуле есть три аэропорта влета: новый аэропорт Стамбула (LTFM), аэропорт имени Ататюрка (LTBA) и аэропорт имени Сабихи Гёкчен (LTFJ). К северу от Стамбула находится авиаузел Трабзон (LTCG), который часто используется для технических посадок с быстрым обслуживанием.

Исторически два стамбульских аэропорта влета –  Ататюрк (LTBA) и Сабиха (LTFJ) – являются наиболее популярными направлениями для международных рейсов частной / деловой авиации.

Однако недавние события, включая открытие нового аэропорта Стамбула (LTFM) и продолжающееся строительство взлетно-посадочной полосы в LTFJ, сделали LTBA предпочтительным аэропортом для частных самолетов.

LTBA находится недалеко от Стамбула и до недавнего времени, а точнее до открытия LTFM, считался одним из самых перегруженных аэропортов в Европе. Авиаузел LTBA не имеет возможности расширяться, потому что со всех сторон ограничен городской жилой застройкой. В результате правительство Турции приняло решение построить новый аэропорт, что и реализовывалось с 2013 по конец 2018 года.

– Новый Стамбульский Аэропорт (LTFM)

LTFM находится в 37 км (1 час на машине) до центра Стамбула. Коммерческие авиалинии больше не могут летать в LTBA, и в апреле 2019 года было анонсировано, что впредь трафик будет проходить через LTFM. Руление лайнера до парковочного места длится 25-30 минут. Руководство аэропорта рассматривает альтернативные планы по сокращению времени на руление, но в ближайшее время это вряд ли произойдет.

– Аэропорт имени Ататюрка (LTBA)

LTBA расположен в 24 км (примерно 30 минут езды) от центра Стамбула. LTBA будет по-прежнему открыт для частной / деловой авиации, но поскольку аэропорт больше не будет перегружен воздушными перевозками регулярных авиалиний, время прибытия, вылета и руления будут значительно улучшены. В результате эксперты ожидают, что еще больше операторов частной / деловой авиации будут отдавать предпочтение аэропорту LTBA. Авиаузел Ататюрк теперь будет отдан частной авиации, которая будет обслуживаться через общий терминал. LTBA – это круглосуточный аэропорт влета, на территории которого можно пройти таможенный, миграционный и карантинный контроль. Все перечисленные службы работают в режиме 24/7.

Въездной контроль для бизнес джетов проводится в Главном авиационном терминале. Чтобы ускорить процесс, вам необходимо предварительно заполнить карты прибытия и отъезда через выбранного оператора наземного обслуживания. Обратите внимание, что время в пути от международного терминала до терминала частной авиации составляет 15-30 минут. Обслуживание на борту частного самолета в LTBA запрещено, если на транспортном средстве нет специального регистрационного знака для доступа. Если по различным причинам требуется обслуживание на борту, разрешение на это должно быть запрошено заранее, однако администрация аэропорта по своему усмотрению может одобрить или отклонить запрос. Место для стоянки в ангаре LTBA предоставляется транзитным рейсам, но только для лайнеров габаритами до Boeing BBJ или Airbus ACJ. Наличие подтверждающего письма, которое должно быть предоставлено в администрацию аэропорта до прибытия, поможет снизить издержки на парковку судна.

– Международный аэропорт имени Сабихи Гёкчен (LTFJ)

LTFJ находится в нескольких километрах (примерно в часе езды) от центра Стамбула. Это круглосуточный аэропорт влета, где также можно пройти таможенный, миграционный и карантинный контроль. Тем не менее, из-за продолжающегося строительства взлетно-посадочной полосы в течение следующих двух лет, эксплуатация LTFJ для операторов частной / деловой авиации будет затруднена. Всем лайнерам, выполняющим рейсы в LTFJ, необходимо получать предварительные разрешения (PPR), которые надо запрашивать как минимум за 48 часов. Места в ангарах транзитным рейсам в LTFJ не предоставляются. Этот аэропорт, как и LTBA, очень строго относится к вопросам безопасности.

– Аэропорт Трабзон (LTCG)

Аэропорт LTCG расположен примерно в двух часах езды к западу от Стамбула и также является гражданским аэропортом влета с круглосуточной работой. Взлетно-посадочная полоса здесь длинная, безопасность в воздушной зоне хорошая, а также имеется парковка для лайнеров B737 и ACJ319. Однако обратите внимание, что для работы здесь требуется предварительное разрешение (PPR), а также учтите, что с точки зрения инфраструктуры или услуг VIP-уровня этот аэропорт может не очень много предложить.

– Слоты

Большинство аэропортов влета в Турции требуют для каждого прилета / вылета запрашивать слоты. Важно отметить, что процесс подачи заявки на слот обычно занимает пять рабочих дней, а для получения разрешения на посадку частного самолета – всего три дня. Управление гражданской авиации Турции использует систему онлайн координации слотов, но это закрытая система, поэтому вам нужно будет обратиться за помощью к оператору наземного обслуживания.

Авиаперевозчики и посредники в предоставлении авиационных услуг обычно не могут просматривать доступные слоты онлайн, равно как не могут запрашивать слоты напрямую. В двух аэропортах Стамбула вы вряд ли получите запрашиваемое время (так бывает в 50% случаев), и доступные слоты могут не совпадать с вашим расписанием.

Как правило, слоты на прибытие / отправление доступны не ранее чем за 2-3 дня до непосредственного перелета.

* Примечание: в последнее время получение предпочтительного слота стало особенно сложным в LTFJ. Из-за строительных работ на взлетно-посадочной полосе слоты распределяются только в нерабочие часы аэродрома. Опыт показывает, что подтверждение слотов в LTFJ чрезвычайно затруднительно даже при предварительном запросе.

Всегда рекомендуется начинать процесс запроса слота как минимум за пять дней, чтобы вы могли отслеживать ситуацию и использовать любые возникающие возможности.

– Парковка

Организация парковки в аэропортах Стамбула может быть сложной, особенно для самолетов B737 и более крупных, которые планируют оставаться на территории аэропорта более 24 часов. Недавно было разослано сообщение о том, что долгосрочная парковка в LTFJ недоступна, а в LTBA напротив стало больше вариантов.

Также учтите, что стоянка частного самолета в LTFJ обходится дороже. Поскольку долгосрочная парковка недоступна, авиаперевозчики должны использовать ангары, расценки на которые в среднем варьируются около 600-1000 долларов за день в зависимости от размера самолета. Кроме того, поскольку используется только одна взлетно-посадочная полоса, на руление от взлетно-посадочной полосы до стоянки уходит от 20 до 30 минут.

Обратите внимание, что при парковке в LTBA или LTFJ заруливание и выруливание на тяге собственных двигателей не является нормой. Чаще всего ваш частный самолет будет отбуксирован, и важно заранее уточнить, что для вашей модели лайнера имеется подходящий буксирный крюк. В LTBA сложностей со сроками стоянки не возникает, здесь доступна долгосрочная парковка.

Если вам необходима длительная парковка, то можно рассмотреть базу Tekirdağ ÇorluAirport (LTBU), которая находится примерно в двух часах езды по автомагистрали от центра Стамбула.

Многие авиаперевозчики, направляющиеся в Стамбул, теперь выбирают посадку в LTCG, где есть много парковочных мест, но нет терминала частной авиации, и имеется только базовая инфраструктура для обслуживания частных самолетов.

  1. Наземное обслуживание

Авиаперевозчики частной / деловой авиации, часто летающие в Турцию, утверждают, что местная инфраструктура и наземное обслуживание в основных аэропортах влета отличаются очень высоким уровнем. И хотя наземного вспомогательного оборудования здесь более чем достаточно, всегда лучше заранее уточнять наличие буксировочных штанг, особенно если вы эксплуатируете не самую популярную модель частного самолета. Авиаперевозчики говорят, что перевозка экипажа и пассажиров с самолета была хаотичной, и прямой маршрут к терминалу частной авиации в LTFJ отсутствовал. Такая обратная связь также сигнализирует о том, что терминал частной авиации в LTBA превосходит по качеству и комфорту аналогичный терминал аэропорта LTFJ. Кроме того, техническая поддержка бизнес джетов в LTFJ часто ограничена, при этом в LTBA доступно гораздо больше вариантов.

  1. Отели

При поездках в Турцию всегда рекомендуется останавливаться в четырех- или пятизвездочных отелях. Благо, в Стамбуле довольно богатый выбор, в том числе представителей крупных международных сетей.

В непосредственной близости от LTBA, благодаря рядом расположенному Стамбулу, есть множество отелей, при этом в LTFJ ближайший отель находится в 25 минутах езды от аэропорта, и из-за ограниченной вместимости цены здесь выше, чем в отелях рядом с LTBA.

  1. Наземный транспорт

Предоплаченный наземный транспорт (аренда автомобиля с водителем) является рекомендуемым вариантом для передвижения по Стамбулу. Вы также можете воспользоваться услугами обычного городского такси во всех аэропортах Стамбула. Плата за проезд от LTFM до центра города составит 30 долларов США за поездку; от LTBA до центра города – 15 долларов США; от LTFJ до центра города поездка будет стоить 25 долларов.

  1. Топливо

Доступность топлива в основных аэропортах Турции всегда находится на достаточном уровне, и кредит на горючее редко является проблемой. Операторы наземного обслуживания доступны в любое время, когда работает сам аэропорт. Например, в аэропортах Стамбула наземные погрузчики обычно дежурят с 06:00 до 19:00 по местному времени, но будут доступны в любое время, когда ожидается трафик. В то время как оплата принимается потребительскими кредитными картами и наличными деньгами, в дополнение к картам авиационных и топливных компаний рекомендуется иметь документ на отгрузку топлива. Этот документ помогает избежать проблем в день вылета и защищает от некорректного заправщика, который может появиться и забрать вашу карту.

Одним из нюансов для авиаперевозчиков, работающих в LTFJ, является тот факт, что летное поле для частной / деловой авиации расположено далеко от международного терминала, где размещено топливохранилище. Это может вызвать задержки в обслуживании и в дальнейшей отправке.

  1. Питание

Варианты закупки бортового питания в крупных турецких аэропортах влета хорошо налажены и разнообразны. Поставщики бортового питания базируются прямо в воздушных гаванях, а при закупке продуктов и готовых блюд в местных отелях и ресторанах можно заручиться поддержкой оператора наземного обслуживания, который обеспечит доставку провизии на борт частного самолета. Предварительное уведомление о запросах на питание должно быть сделано за 24-72 часа, при этом выполнение сложных заказов или поставка продуктов из специализированных источников требуют еще более раннего уведомления. Турция позволяет сохранять продукты питания на борту частных самолетов во время технических остановок, равно как и дает возможность хранить опечатанные продукты в холодильнике терминала частной авиации при остановке в пути.

  1. Безопасность

Поскольку в этой части мира существуют проблемы с безопасностью, авиаперевозчикам, направляющимся во все аэропорты Турции, рекомендуется обеспечить безопасность воздушных судов на время своего пребывания в стране. В целях повышения уровня безопасности может быть организована авиационная охрана, но это должно быть согласовано и оформлено заранее.

В последние годы ряд стран, в том числе Россия и США, выпустили несколько туристических рекомендаций для своих граждан, посещающих Турцию. В связи с этим вам следует рассмотреть возможность получения текущей сводки службы безопасности по городу, аэропорту и вашему отелю.

  1. Разрешения

– Разрешения на пролет

Разрешение на пролет в воздушном пространстве Турции не требуется, но только при условии, что частный самолет зарегистрирован в государстве-участнике ИКАО и между двумя странами существует двустороннее соглашение. Если вы эксплуатируете соответствующий самолет и у вас есть план полета, дополнительное уведомление для пролета не требуется. В противном случае (при невыполнении указанных условий) вам придется получать разрешение, время оформления которого составляет приблизительно три рабочих дня.

– Разрешения на посадку

Разрешения на посадку требуются для всех воздушных судов с предварительной отправкой заявки за три рабочих дня. Хотя разрешение на посадку можно получить в течение трех рабочих дней, лучше всего запланировать пять рабочих дней на подтверждение слотов и наземного обслуживания, поскольку в случае, если вам придется иметь дело с определенными аэропортами для получения слотов и мест на стоянке, может потребоваться дополнительная логистика. Разрешения на посадку в Турции действительны до конца суток по гринвичскому времени. Если же в расписание вносятся изменения, которые выходят за рамки времени по Гринвичу или меняется аэропорт отправления / посадки, разрешение необходимо отправить на пересмотр, на что стоит выделить порядка 24 часов. В случае, когда вносятся корректировки в пофамильный список пассажиров или членов экипажа, авиаперевозчику достаточно отправить уведомление. Помните, что подтверждения разрешений всегда должны быть вписаны в раздел примечаний 18 вашего плана полета ИКАО.

– Документация

Для получения разрешения на посадку частного самолета в Турции требования к документации самолетов и экипажа являются стандартными. Однако имейте в виду, что Турция требует специальных страховых покрытий и уникальных формулировок документов. Важно уделить время изучению требований и консультации со страховым агентом, чтобы убедиться в применении запрашиваемых формулировок, покрытия и страховой документации.

  1. Каботаж

Турецкие власти очень строго относятся к вопросам и правилам внутренних перевозок (или каботажа). Они тщательно следят за тем, кто входит и передвигается по внутренним авиалиниям. Несмотря на то, что иностранные перевозчики редко сталкиваются с проблемами в этом вопросе, имейте в виду, что все внутренние перелеты на самолетах, зарегистрированных за рубежом, тщательно изучаются, и сейчас получить разрешение на перелет в воздушном пространстве страны намного труднее, чем раньше. Постарайтесь не вносить внутренние этапы в маршрут полета частного самолета, поскольку это может поставить под вопрос всю операцию.

  1. Таможня

Таможенный, миграционный и карантинный контроль проводится в терминалах частной авиации, в официальных аэропортах влета, где имеются необходимые возможности. Обычно это быстрый процесс, занимающий не более 15-20 минут, так как большая часть информации будет передана таможенно-пограничной службе заранее. В авиаузлах, где нет комплекса бизнес авиации, процесс въездного контроля проводится в главном терминале, но и в этом случае все проходит довольно оперативно. Чтобы ускорить прохождение таможенного, миграционного и карантинного контроля крайне важно постоянно информировать выбранного вами оператора наземного обслуживания о любых изменениях в расписании или пофамильном списке пассажиров / членов экипажа, чтобы они могли обновить документы, предоставленные в таможенные и иммиграционные органы. Также убедитесь, что у наземного оператора есть несколько копий актуальной общей (генеральной) декларации.

– Паспорта

При поездке в Турцию срок действия паспорта должен составлять не менее шести месяцев.

– Визы

Имейте в виду, что полеты в / из Кипра или Армении не допускаются в / из Турции. Визы требуются гражданам всех государств, но некоторые из них имеют возможность получить визу по прибытии. Обратите внимание, что визовые требования для экипажа такие же, как и для пассажиров, и чтобы избежать возможных проблем с визами по прибытии, эксперты рекомендуют получить их заранее. В настоящее время для поездки в Турцию можно получить онлайн визы, которые оформляются заранее.

APIS

Не применяется.

  1. План полета

Частные самолеты, которым не требуется разрешение на перелет в воздушном пространстве Турции, должны подавать планы полетов как минимум за три часа до начала полета, при этом обязательно надо убедиться, что цель полета (деловая или частная) отражена в разделе примечаний 18 плана полета ИКАО. Правовые авиационные документы должны быть внесены в базу данных гражданской авиации выбранным оператором наземного обслуживания.

  1. Погодные нюансы

Сводки о погоде можно получить в администрации аэропорта через центр координации полетов, а также через наземных операторов и компании по наземному обслуживанию.

  1. Технические остановки

В то время как технические остановки зависят от маршрутов и модели частного самолета, на котором вы летите, лучше избегать аэропортов Стамбула, если вы рассчитываете на быстрое обслуживание. Основные сложности здесь связаны с высокой загруженностью  и недостаточностью слотов. В зависимости от маршрута, оптимальный выбор для технической остановки – Анталия (LTAI) и Измир (LTBJ). Здесь можно получить весь спектр авиационных услуг за 45-60 минут, при условии, что вы заранее отправили расписание и пофамильный список пассажиров / членов экипажа.

  1. Пиковый сезон / события повышенного авиационного трафика

Хотя трафик в Стамбул отличается равномерным распределением в течение всего года, движение становится более оживленным с середины июня до конца июля.

В Стамбуле проходят два авиашоу. Одно – в последнюю неделю мая, а другое – в последнюю неделю сентября. В течение указанных периодов авиаперевозчики должны отправлять запросы на парковку и слоты за 48 часов.

  1. Нормативные соображения

Не применимы.

  1. Прочие нюансы

– Вакцинация

В настоящее время в Турции нет требований для обязательной вакцинации.

– Языковой барьер

Обслуживающий персонал аэропорта говорит и понимает по-английски на среднем уровне. Еще реже можно встретить таксистов, бегло говорящих на английском. В большинстве крупных городов Турции, таких как Стамбул, Анкара и Анталия, сотрудников, говорящих на английском, русском и немецком языках, обычно можно найти в торговых центрах, отелях и в ряде ресторанов.

– Специальная документация

Не применяется.

– Домашние животные

Хотя во время технических остановок в Турции наличие на борту частного самолета домашних животных не создает проблем, обо всех прибывающих в Турцию питомцах стоит заранее сообщать оператору наземного обслуживания. Администрация аэропорта конечного пункта назначения потребует предъявить справку о здоровье и сертификат о прививках.

– Оружие

Если у вас есть оружие на борту, будьте готовы предоставить соответствующие лицензии и разрешения местным властям в конечном пункте назначения.

Шошина Ольга