Склад готовых B737 MAX стремительно сокращается из-за повышенного спроса на самолеты

737max на заводской парковке

Более быстрое, чем ожидалось улучшение внутренних авиаперевозок позволило Boeing сократить количество готовых самолетов B737 MAX, от которых отказались первые клиенты.

Boeing737MAX на парковке
Boeing 737 MAX на парковке

Некоторые авиакомпании покупают “безхозные” самолеты, поскольку программа вакцинации оживили туристический сектор в США и других странах. В настоящее время у Boeing около 10 таких самолетов ждут желающих их приобрести, в то время как в июле 2020 года на парковках стояло около сотни “белых хвостов”, без логотипа перевозчика. Новый владелец может покрасить его в собственную ливрею перед вывозом.

Год назад 384 машины B737 MAX, припаркованные на различных стоянках, в пустыне и остановившиеся после двух катастроф, некоторые авиакомпании отказались вводить их в свой флот, поскольку ожидали длительного процесса ремонта и повторной сертификации. В последние месяцы наблюдается заметное оживление в сфере транспорта, хотя возврата к прибыльным трансконтинентальным перевозкам и деловым поездкам еще предстоит ждать долго. В США в среднем восстановлено 84 процента рейсов. 11 июня через аэропорты прошло более 2 млн человек. По данным Управления транспортной безопасности TSA, такой уровень был недавно зафиксирован в марте 2020 года.

По мере улучшения ситуации перевозчики добавляют новые рейсы в свои расписания, разрабатывают планы возвращения экипажей из отпусков и нанимают новых пилотов и бортовой персонал. Также они начинают увеличивать флот.

Недавно United Airlines и Alaska Air стали крупнейшими покупателями этих “белых хвостов” – самолетов MAX, от которых отказались другие перевозчики. Из 25 самолетов для United Airlines некоторые нашлись готовыми на складе, остальные еще не построены, в случае с Alaska Air – 9 машины, купленных в декабре, предназначались для другого клиента. Участники рынка, такие как канадский лоукостер Flair Airlines, также способствуют росту спроса. Его генеральный директор Стивен Джонс объяснил, что 13 оставшихся без хозяев MAX будут добавлены в его парк быстрее, без необходимости ждать 2 года или более.

Boeing также стремится продать как можно больше готовых самолетов, чтобы израсходовать меньше денег, так как в этом случае покупатель оплачивает большую часть цены. С декабря 2020 года, когда был отменен запрет на эксплуатацию MAX, было поставлено около 100 самолетов, большинство из которых ушло к авиаперевозчикам в США. К концу марта у производителя было в общей сложности 400 готовых самолетов, так как, несмотря отсутствие средства, он производил их “про запас” – согласно сообщению для фондовой биржи. Представитель компании сказал, что благодарен покупателям за доверие к самолету.

Андрей Бочкарев

Mongolian Business Aviation