Страницы истории авиации: тяжелый транспортный самолет Lockheed C-5 Galaxy

Lockheed C-5 Galaxy, совершивший первый полет в 1968 году, является крупнейшим американским транспортным самолетом и одним из крупнейших самолетов в мире. Несмотря на прошедшие годы, эти машины после многих модернизаций все еще находятся в эксплуатации и, вероятно, будут использоваться в течение нескольких десятков лет.

Lockheed C-5 Galaxy
Lockheed C-5 Galaxy

Генезис

В 1960-х годах основными тяжелыми транспортными самолетами ВВС США были турбовинтовые самолеты Douglas C-133 Cargomaster и реактивные самолеты Lockheed C-141 Starlifter. Кроме того, для перевозки более легких грузов использовались многие машины меньшего размера. Командование ВВС США еще в 1961 году начало вдохновлять самых важных производителей самолетов в США начать работу над преемником этих машин.

Согласно предположениям, новый самолет должен был иметь больший грузовой отсек, чем С-141, а силовая установка должна была состоять из 6 двигателей. Проект получил обозначение CX-4, но после предварительных анализов был сделан вывод, что созданный на его основе самолет не принесет существенного увеличения транспортной вместимости. В 1963 году возобновились работы над новым тяжелым транспортным самолетом по программе CX-X. На этот раз планировалось разработать самолет массой 249 тонн, способный перевозить 81,6 тонны груза с максимальной скоростью 805 км/ч.

Lockheed C-5 Galaxy
Lockheed C-5 Galaxy

В мае 1964 года официальные запросы предложений по машине были отправлены в компании Boeing, Douglas, General Dynamics, Lockheed и Martin Marietta. Кроме того, General Electric, Curtiss-Wright и Pratt & Whitney получили запросы на новые двигатели для планируемого самолета. После конкурсного отбора  были приняты и направлены на дальнейшую работу проекты Boeing, Douglas и Lockheed.

Все три проекта, отобранные для дальнейшей работы, имели много общего. Наконец, в сентябре 1965 года была выбрана конструкция Lockheed, хотя концепт Boeing получил более высокую оценку, но определенно был дороже. Контракт на создание  нового C-5 Galaxy был официально подписан в декабре 1965 года. В то же время General Electric получила заказ на двигатели TF39.

Первый опытный образец нового самолета был представлен очень быстро, уже 2 марта 1968 года. Его полет состоялся 30 июня 1968 года, за штурвалом находился Лео Салливан. В ходе испытаний выяснилось, что самолет по характеристикам и поведению в воздухе далек от предположений и даже проектных расчетов. Тем не менее работа продолжалась. В 1969 году во время ресурсных испытаний выяснилось, что конструкция крыла не выдерживает нагрузки 128 проц. от предельной (предполагалось, что крылья должны выдерживать 150 проц. от предельной нагрузки).

Lockheed C-5 Galaxy
Lockheed C-5 Galaxy

В конструкцию были несены исправления, но они не принесли ожидаемых результатов. В этой ситуации было принято решение временно ограничить полезную нагрузку, предполагая, что в ближайшее время будут разработаны новые технологии усиления конструкции крыла. Масштаб проекта и необходимость решения множества проблем привели к тому, что стоимость работ превысила 1 миллиард долларов США (по нынешним ценам это  около 7,1 миллиарда долларов США). Рост стоимости поставил под сомнение будущее C-5, но в 1970 году было наконец принято решение продолжить разработку и серийное производство.

Разработка и эксплуатация

К 1973 году был выпущен 81 самолет в версии С-5А, после чего дальнейшее производство было прекращено. С самого начала эти самолеты подвергались многочисленным модернизациям, которые должны были довести их до оптимального для ВВС состояния. В 1985 году производство C-5 Galaxy  в версии C-5B возобновилось. Внесены все исправления, учтенные при производстве и эксплуатации машин в версии С-5А, а также проведена дополнительная модернизация авионики. К 1989 году была построена 51 машина этого типа.

Все Galaxy производились для ВВС США, хотя в 1974 году желание закупить C-5 для своих ВВС  выразил Иран. Иранская революция 1979 года сделала эти планы невозможными. Однако единственным пользователем за пределами ВВС США стало NASA, которое приобрело в общей сложности два самолета C-5C, приспособленных для перевозки фрагментов ракет, спутников и другого оборудования, необходимого для космической программы. Некоторое время рассматривалось даже использование С-5 для перевозки космических челноков (как в случае с советским  Ан-225), но от этой идеи отказались.

В 1990-х годах были начаты работы по очередной модернизации С-5, которая сочеталась с изменением силовой установки самолета и заменой электроники. Программа получила название “Программа повышения надежности и модернизации двигателя” (RERP). В рамках работы, среди прочего, установлены новые двигатели General Electric F138-GE-100, обеспечивающие большую тягу, лучший набор высоты и более короткий разбег, а также меньший расход топлива и, следовательно, большую дальность полета. Модернизированный самолет получил обозначение C-5M Super Galaxy. Все имеющиеся на тот момент C-5B и C-5C были модернизированы до этого стандарта.

Lockheed C-5 Galaxy стал основным тяжелым стратегическим транспортным самолетом ВВС США. Благодаря своим транспортным возможностям он используется для перемещения техники, солдат и нестандартных грузов, в основном, по протяженным маршрутам. Эти самолеты применялись во время войны во Вьетнаме, а также во время всех крупных военных операций США с 1970-х гг. В результате последующих модернизаций самые старые C-5A постепенно снимались с вооружения. К 2013 году 45 машин этого типа были выведены из эксплуатации, 11 – утилизированы. Модернизированные С-5М, вероятно, останутся в строю еще несколько десятков лет, поскольку  в начале 21 века  их ресурса был использован всего на 20 процентов, несмотря на интенсивную эксплуатацию.

Lockheed C-5 Galaxy также использовался во время демонстрационного испытания Air Mobile Feasibility Demonstration – запуска баллистической ракеты.

C-5 также является самым большим самолетом, который работает в Антарктиде. Их использовали несколько раз для перевозки грузов на исследовательскую станцию ​​Мак-Мердо.

В процессе эксплуатации С-5 произошло 4 авиакатастрофы, две машины были потеряны из-за пожаров, было несколько инцидентов, после чего самолеты были отремонтированы и возвращены в строй. Первая машина была потеряна 25 мая 1970 года в результате пожара, а другая – 17 октября 1970 года по той же причине.

27 сентября 1974 года C-5A потерпел крушение при вынужденной посадке. Машина приземлилась на слишком короткой полосе движения и выкатилась со взлетно-посадочной полосы. 4 апреля 1975 года в Сайгоне разбился еще один самолет C-5A. 29 августа 1990 года еще один C-5A потерпел крушение после взлета с базы Рамштайн в Германии. 3 апреля 2006 г. C-5B был частично разрушен во время вынужденной посадки в Дувре, Дейлвар. Во время приземления отломилась носовая часть самолета.

Конструкция 

Длина Lockheed C-5M Super Galaxy составляет 75,3 метра, а размах крыла – 67,9 метра. Масса пустого самолета – 172,3 тонны, а максимальная взлетная масса – 417,3 тонны. Он оснащен четырьмя двигателями General Electric CF6-80C2, обеспечивающими максимальную скорость 856 км/ч и крейсерскую скорость 830 км/ч. Запас хода составляет  8900 км с грузом 54 тонны или 4260 км с максимальной загрузкой. Дальность полета без нагрузки – 13000 км. Экипаж обычно 7 человек – 2 пилота, 2 бортинженера и 3 специалиста по грузам. Трюм имеет длину 37 м, высоту 4,1 м и ширину 5,8 м, то есть около 880 м³, и вмещает 36 поддонов объемом 463 л и весом 127 тонн. Доступ в грузовой отсек возможен сзади или спереди, с поднятием носа.

Резюме

Lockheed C-5 Galaxy – самый крупный американский транспортный самолет, находящийся в эксплуатации. Несмотря на то, что он уступает по габаритам Ан-124 и Ан-225, благодаря постоянной модернизации, он будет эксплуатироваться долгие годы. Однако что отличает C-5 от советских и украинских  машин, так это то, что Galaxy с момента своего создания эксплуатируется только ВВС США.

В настоящее время эти самолеты вместе с Boeing C-17 Globemaster III и Lockheed C-130 Hercules являются базовыми транспортными самолетами в армии США.

Андрей Бочкарев

AVIAV TM Business Aviation