История авиакатастроф. Как четыре пилота спасали рейс 232 United Airlines от катастрофы

Философия управления ресурсами экипажа, или CRM, заключается в объединении сильных сторон каждого пилота для создания более компетентной и опытной команды.  О важности такого подбора команды говорит один из многочисленных примеров, речь о котором ниже. В 1989 году  капитан-инструктор Денни Фитч был пассажиром рейса 232 United Airlines из Денвера в Чикаго. После часа полета двигатель, установленный на хвосте DC-10, развалился на крейсерской высоте, и его фрагмент рассек заднюю часть самолета, где сходились три отдельные гидромагистрали. В результате их повреждения произошла утечка жидкости, из-за чего пилоты не могли поворачивать, снижать скорость или тормозить.

Самолетом командовал Эл Хейнс, а кроме него в кабине находились первый помощник Уильям Рекордс и второй помощник Дадли Дворжак. «Кто-то заложил бомбу», — эта мысль сразу пришла в голову Хейнсу, когда он услышал шум. Он был так удивлен, что уронил кружку с кофе.

Пилоты все еще пытались выяснить, что случилось, когда грянул очередной кризис. Самолет начал снижаться при крене направо. Правое крыло было наклонено на 38 градусов, что намного больше, чем то, к чему привыкли пассажиры коммерческих авиакомпаний. DC-10 собирался перевернуться вверх дном. Хейнс закрыл дроссельную заслонку на левом двигателе и дернул рычаг, чтобы контролировать подачу топлива на правый борт. Неравномерное распределение тяги заставило правое крыло вернуться наверх. Это были инстинкты и рефлексы,  приобретенные с опытом  предыдущих полетов Хейнса. Он использовал свои знания аэродинамики. «Вы уменьшаете тягу, и это уменьшает подъемную силу», — пояснил он.

Когда  самолет принял нормальное положение, он вдруг  начал раскачиваться носом  вверх и вниз в почти постоянном цикле набора высоты и снижения. Тем не менее, успешное выравнивание самолета позволило Хейнсу изменить свое представление о том, что всего несколько минут назад казалось невозможным. Экипаж по-прежнему мог маневрировать самолетом, используя единственную доступную систему: регулировку подачи топлива в двигатели.

Денни Фитч встал с пассажирского кресла и  подошел к кабине, чтобы узнать, может ли он помочь. Он понял что происходит и сказал, чтобы пилоты сосредоточились на технике, которую только что изобрел Хейнс. Дополнительная сложность заключалась в том, что они не могли поддерживать одинаковую тягу на обоих двигателях, так как это приводило к переворачиванию машины.

«Возьмите по одному дросселю в каждую руку, — сказал Хейнс  капитану  Фитчу, — Вы делаете это намного плавнее, чем мы». Поместившись  между Хейнсом и Рекордсом, Fitch выполнило инструкции. «Мне назначили дросселирование», — рассказывал Фитч. Ни один из четырех опытных пилотов «Юнайтед» из 232 никогда не летал таким образом. Никто и представить себе не мог, что самолет может потерять всю систему управления.

Хейнс командовал этим полетом, но во многих заявлениях, которые он делал по поводу этого события с 1989 года, капитан признавал, что навыки, талант и знания всех четверых помогли избежать полной катастрофы. «Почему я должен знать о посадке этого самолета на землю в таких условиях больше, чем трех других?», — спрашивал он.

Когда три четверти часа спустя самолет врезался во  взлетно-посадочную полосу в Су-Гейтвэй, штат Айова, и загорелся  185 из 296 человек на борту, включая всех четырех пилотов, пережили аварийную посадку и последующий пожар. 111 человек погибли.  Большего числа жертв удалось избежать благодаря  тому что управление самолетом было в руках не просто пилотов, но и скоординированной команды,  чьи знания, зрелость и опыт вызвали синергетический эффект.

Фитч  скончался в 2012 году.  “Нет достаточно жизни, чтобы получить опыт, равный семидесяти шести тысячам часов налета», — сказал он вспоминая этот трагический для более сотни пассажиров случай.

Андрей Бочкарев

 

 

Lotnictwo biznesowe AVIAV TM