Запущена глобальная система спутникового слежения за воздушным движением

19 января 2019 года запущена глобальная система спутникового слежения за местоположением самолетов. Несколько десятков спутников с высоты нескольких сотен километров уже отслеживают положение летающих самолетов по всей Земле в режиме реального времени.

Система Aireon позволяет охватить с орбиты 100 процентов  поверхности Земли (графика: Aireon)

Система Aireon позволяет охватить с орбиты 100 процентов  поверхности Земли (графика: Aireon)

До сих пор 70 процентов поверхности Земли находилось за пределами досягаемости наземных радаров и наземных приемников координат. Их ареал не охватывает большинство океанов, полярных регионов, гор, джунглей или пустынь. С появлением глобальной спутниковой системы Aireon все изменилось – теперь положение самолетов видно по всему земному шару.

Важность глобального слежения за самолетами показало таинственное исчезновение рейса Malaysia Airlines 370. Самолет, полный пассажиров, был потерян без следа за пределами наземных радаров управления. Он не был найден по сей день. И даже неизвестно где его искать.
Сбор данных ADS-B с орбиты гарантирует охват всего мира.

Собранные данные немедленно передаются на Землю (графика: Aireon)

Собранные данные немедленно передаются на Землю (графика: Aireon)

Глобальная система спутникового слежения Aireon основана на стандарте ADS-B, принятом в авиационной отрасли. Воздушное судно, оснащенное оборудованием системы ADS-B, постоянно определяет свое местоположение с помощью GPS, а затем передает местоположение в эфир с помощью транспондера. Наряду с текущим местоположением отправляются также другие данные о рейсе: номер рейса, тип самолета, скорость, высота и направление полета.

ADS-B передатчики используют 10000 перевозчиков и владельцев самолетов по всему миру.

Отправленные данные могут доставлены прямо или косвенно клиентам, таким как авиадиспетчерская служба или перевозчики. При наличии соответствующего оборудования (приемник, настроенный на нужную частоту, и компьютер) данные может принимать любой желающий. Одним из первых клиентов системы, среди прочих стали авиакомпания Qatar Airways и вышеупомянутая Malaysia Airlines.
Приемник сигнала ADS-B (графика: Aireon)

Эти данные также предоставляются на специализированных сайтов другим получателям, например, порталом FlightAware.

Создание системы Aireon стало возможным благодаря замене старых спутников сети спутниковой телефонной связи Iridium новыми.

 Приемник системы Aireon на спутнике Iridium NEXT (графика: Aireon)


Приемник системы Aireon на спутнике Iridium NEXT (графика: Aireon)

11 января 2019 года ракета SpaceX Falcon 9 вывела свою орбиту в 780 км на последние 10 новых телекоммуникационных спутников Iridium NEXT. В дополнение к обычному телекоммуникационному оборудованию они также были оснащены приемниками сигналов Aireon ADS-B.

Система Aireon является совместным предприятием между Iridium, другими организациями, такими как NAV CANADA, Ирландское авиационное управление, и инвесторами.