Страницы истории авиации: Avro Lancastrian – пассажирский самолет из бомбардировщика

Во время Второй мировой войны производство любых гражданских самолетов в Великобритании было практически остановлено. Однако уже в 1943 году возникла потребность в таких машинах. В ответ на это компания Canadian Victory Aircraft разработала проект по переоборудованию бомбардировщика Avro Lancaster в пассажирский самолет. Так родился Avro Lancastrian.

Avro Lancastrian
Avro Lancastrian

С началом Второй мировой войны спрос на пассажирские самолеты, особенно в Великобритании, значительно снизился. Кроме того, большая часть авиационных заводов перешла на более необходимое и прибыльное военное производство. Только в 1943 году идея создания новых пассажирских и транспортных самолетов с учетом послевоенных реалий вернулась в Канаду. Конструкторы Victory Aircraft знали, что с окончанием войны появится много оставшихся не у дел бомбардировщиков. Эти машины обладали большой дальностью и полезной нагрузкой, что позволяло использовать их в качестве пассажирских самолетов.

Конструкторский коллектив под руководством Роя Чедвика спроектировал авиалайнер Avro Lancastrian, взяв за основу бомбардировщик Avro Lancaster Mk X. Была изменена ​​носовая часть, снято вооружение и на месте бомбового отсека установлены дополнительные топливные баки. Места, где раньше стояли стрелковые башни, были закрыты для максимально обтекаемой формы корпуса.

Машина прошла испытания в Trans-Canada Airlines, после чего было заказано переоборудование еще 8 машин. Самолеты успешно эксплуатировались, и в 1945 году BOAC заказал на заводах Avro еще 30 единиц Lancastrian, но на этот раз построил их с нуля. В том же году был проведен демонстрационный полет между Великобританией и Новой Зеландией продолжительностью 3 дня и 14 часов, в ходе которого самолет достиг средней скорости 354 км/ч.
Всего было построено 91 штук Lancastrian (включая перестроенные машины), отличавшихся внутренней компоновкой. Самолеты имели длину 23,42 метра, размах крыла 31 метр и максимальную взлетную массу 29 484 кг. Он был оснащен 4-мя 12-цилиндровыми двигателями Rolls-Royce Merlin 24/2 мощностью 1620 л.с., обеспечивающими максимальную скорость 507 км/ч и крейсерскую скорость 470 км/ч в зависимости от нагрузки.

Avro Lancastrian
Avro Lancastrian

Из-за того, что эти самолеты базировались на бомбардировщиках, их салон в пассажирской конфигурации был относительно тесным. Таким образом, помимо экипажа из 5 человек (включая одного бортпроводника) они обычно принимали 9-13 пассажиров. В то же время Lancastrian идеально подходили на роль транспортных самолетов.

Часть машин предназначалась для перевозки VIP-персон, но большая часть использовалась как транспортные самолеты. Lancastrian использовался, среди прочего, для обеспечения доставок продовольствия в блокированный советским войсками Западный Берлин. Помимо Великобритании и Канады, иностранными гражданскими пользователями машин этого типа были аргентинские авиалинии FAMA (до 1947 г.) и итальянская Alitalia (1947-1952 гг.). Затем две аргентинские машины были переданы военным.

В Великобритании несколько Lancastrian использовались в качестве испытательных самолетов для реактивных, турбореактивных и газотурбинных двигателей для других машин. В конечном итоге их эксплуатация прекратилась в 1960-х годах.

Lancastrian были интересным примером использования ненужных военных самолетов в качестве гражданских. Хотя было построено несколько машин по сравнению с количеством произведенных Lancastr, и только несколько машин было перестроено, их конструкция полностью основывалась на военных прототипах.

Андрей Бочкарев

Aviação Executiva AVIAV TM