Сверхзвуковые полеты – вчера, сегодня, завтра

В уходящем году минуло 50 лет с тех пор, как коммерческая авиация совершила сверхзвуковой скачок в будущее. Осенью 1969 года начались пассажирские рейсы очередной иконы авиации — франко-британского Concorde.

Concorde

Concorde


Было заказано более 70 машин, но выпущено только 20

Осенью 1969 года Concorde совершил свой первый полет с пассажирами, в котором он преодолел звуковой барьер и открыл новые заказы. Pan Am, BOAC и Air France – первые линии (клиенты запуска), заказанные сверхзвуковыми машинами. Другими перевозчиками, которые размещали заказы на Concorde, были Panair do Brasil, Continental Airlines, Japan Airlines, Lufthansa, American Airlines, United Airlines, Air India, Air Canada, Braniff, Singapore Airlines, Sabena, Iran Air, Olympic Airways, Qantas, Middle East Airlines.  и TWA. Однако не все заказы были выполнены из-за топливного кризиса 1970-х годов и высокой цены самолета. В 1973–1979 годах было выпущено всего 20 экземпляров. Они обслуживали только две авиакомпании: British Airways и Air France.

Футуристический дизайн самолета

Concorde, наряду с Ту-144, является самым быстрым сверхзвуковым пассажирским самолетом в истории авиации. Инновационный, авангардный, даже дальновидный проект, реализованный совместно французскими и английскими инженерами. Многие утверждали, что тогда он опередил свое время – за 27 лет у него так и не появился достойный конкурент, т.к. советский Ту-144 был выведен снят с пассажирских рейсов всего через три года после начала производства из-за многих технических проблем и катастрофы на Парижском авиасалоне 1973 года.

Concorde также вызвал споры по экологическим вопросам. Речь о загрязнении воздуха и огромном шуме в начале. К сожалению, он был невероятно громким самолетом. Когда Concorde стартовал из Хитроу, весь Лондон знал, что свой полет над Атлантикой начинает сверхзвуковая машина. Вы этом было что-то пугающее и величественное одновременно. Звук пролетающего Concorde нельзя спутать ни с каким другим.

Маршруты Concorde

Основными маршрутами Concorde были трансатлантические сообщения из лондонского аэропорта Хитроу (British Airways) и парижского им. Шарля де Голля (Air France) в аэропорты Нью-Йорка и Вашингтона. Полет из Парижа или Лондона в Нью-Йорк занимал около 3,5 часа, в два раза меньше, чем дозвуковые самолеты. Также были организованы специальные рейсы, например, новогодний круиз из Лондона. Самолет взлетел сразу после полуночи по местному времени в Лондоне, затем приземлялся в Нью-Йорке за 2,5 часа до Нового года, и пассажиры и члены экипажа встречали Новый год во второй раз.

Билеты по 10 000 долларов США

Concorde принимал на борт до 100 пассажиров. Сиденья были установлены в конфигурации 2 + 2, то есть, как и в большинстве региональных машин. Экипаж сверхзвукового самолета состоял из двух пилотов, бортового инженера и шести бортпроводников. Во время своей службы Concorde считался очень эксклюзивным, даже снобистским самолетом. Говорилось, что его салон был местом, которое стоит просто посетить. За билет на перелет через Атлантику приходилось выкладывать до 10 тысяч долларов США. Интересно, что в течение некоторого времени рейсы Concorde были относительно дешевыми, но оба перевозчика значительно повысили цену, поскольку пассажиры ожидали высоких цен, и это было признаком невероятного престижа.

Французско-британский технический чудо-проект не имел ничего общего с традиционными или бюджетными рейсами, известными сегодня. Для работы на рейсах Concorde были наняты лучшие пилоты и самые красивые стюардессы, а также сотрудницы в аэропортах. В качестве сувенира пассажиры получали наборы гаджетов, шампанское и изысканные блюда. До сих пор перевозчики, использующие Concorde, гордятся тем, что самые выдающиеся личности 20-го века путешествовали на их самолетах. Папа Иоанн Павел II, королева-мать Едизавета, Маргарет Тэтчер, Фил Коллинз, Майк Джаггер, музыканты из AC / DC или Дэвид Бекхэм. И это только горстка известных людей, которые путешествовали на борту Concorde.

Единственная авиакатастрофа стала концом для Concorde

Катастрофа произошла 25 июля 2000 года. Планировалось, что Concorde с регистрационным знаком F-BTSC вылетит рейсом AF4590 из Парижа в Нью-Йорк. Официальное расследование, проведенное французской комиссией по расследованию авиационных происшествий (BEA), указывает на то, что причиной катастрофы стал кусок титана, который упал с самолета Continental DC-10, взлетевшего за пять минут перед ним. В начале левая колесная пара ударилась о металлический элемент, который вызвал разрыв одной из шин, ее осколки попали в топливный бак чуть выше камеры шасси. Удар вызвал серьезную утечку топлива, которое загорелось от электрической системы или от соприкосновения с горячими компонентами двигателя. Когда самолет уже превысил скорость принятия решения V1, ниже которой можно было безопасно затормозить машину на взлетно-посадочной полосе, командир ВС Кристиан Марти решил продолжить взлет. Однако машина с выключенным двигателем № 2 и поврежденным двигателем № 1 не могла набрать скорость и высоту, что в сочетании с потерей устойчивости привело к падению машины на отель и ресторан недалеко от Гонесс. После катастрофы сверхзвуковые полеты были остановлены почти на год. Он вернулся на трассу в 2001 году с усиленными шинами и топливными баками.

Стоит добавить, что тогда ответственной за катастрофу Air France Concorde французским судом была признана авиакомпания Continental Airlines. По словам суда и следователей, авария была вызвана осколком металла, оставленным на взлетно-посадочной полосе американским самолетом DC-10. Авиакомпания Continental и механик, который отвечал за проверку самолета в тот день, были приговорены к 200 000 человек евро штрафа. Авиационные эксперты рассматривают такое решение французского суда как попытку переложить ответственность за эту катастрофу. Виноваты и сотрудники аэропорта им. Шарля де Голля, которые не проверили взлетно-посадочную полосу до вылета самолета. Для многих из них очевидно, что перед стартом такой машины необходима проверка поверхности ВПП даже с точки зрения чистоты.

Закат первого пассажирского сверхзвукового авиалайнера

К сожалению, два года спустя, в 2002 году, British Airways и Air France объявили об снятии Concorde с эксплуатации в конце 2003 года. Причиной стало уменьшение количества пассажиров после катастрофы 2000 года и нападений на комплекс Всемирного торгового центра в 2001 году. Кроме того, упоминались также огромные расходы на наземное и техническое обслуживание каждого рейса. Последний запланированный рейс Concorde состоялся 24 октября 2003 года. Однако последний в истории полет Concorde состоялся 26 ноября 2003 года. С тех пор Concorde можно видеть только в музеях, включая Париж, Ле-Бурже, Синсхайм, Нью-Йорк, Сиэтл, Бристоль, Лондон и Тулузу рядом с заводами, на которых он был построен, и где теперь з находится конечная сборочная линия ATR.

Вернутся ли сверхзвуковые самолеты?

Concorde оставался символом и до сих пор непревзойденным образцом. Кроме бывшего СССР, в котором разрабатывался подозрительно похожий на Concorde самолет Ту-144, у него не нашлось подражателей. Boeing, который определился с Jumbo Jet, вскоре отказался от планов по созданию собственной машины этого типа. Однако в 21 веке тема сверхзвуковых полетов стала вновь возвращаться в поле дискуссий и планов. НАСА и Локхид Мартин работают над своими машинами. Boeing, который вернулся к своим проектам, объявил в феврале этого года о партнерстве с компанией Aerion, занимающейся разработкой сверхзвукового самолета нового поколения. Boeing предоставит инженерные, производственные и испытательные ресурсы, а также поможет с техническими полетами, и все это позволит запустить сверхзвуковой самолет Aerion AS2.

Кстати, следует упомянуть американский стартап Boom, который недавно получил очередной транш инвестиций в  размере более 100 миллионов долларов для продолжения реализации проекта по созданию нового сверхзвукового коммерческого самолета. Новый коммерческий самолет, пересекающий звуковой барьер, должен называться Overture и развивать скорость около 2,2 Маха, что более чем в два раза превышает скорость звука. Согласно плану, он будет введен в эксплуатацию в середине 1920-х годов.

Андрей Бочкарев