Страницы истории авиации: Sikorsky S-72 – экспериментальный гибрид вертолета и самолета

В 1970-х годах в США была начата программа RSRA (Rotor Systems Research Aircraft), цель которой заключалась в разработке вертолета с гибридным двигателем, способного летать как  традиционный вертолет, так и как самолет. В рамках программы до 1988 года были построены и испытаны два вертолета Sikorsky S-72.

Sikorsky S-72
Sikorsky S-72

Самый большой недостаток традиционных вертолетов – относительно низкая скорость и высокая стоимость  полета по сравнению с самолетами. С другой стороны, вертолеты с возможностью зависания могут использоваться для самых разных задач, для которых нельзя использовать самолеты.

В начале 1970-х годов армия США вместе с НАСА, а затем и с DARPA инициировала программу по созданию гибридного вертолета, предназначенного для испытания основных несущих винтов в полете на очень высоких скоростях. Контракт на постройку опытного образца такой машины получил заводы Sikorsky Aircraft Corporation. Были заказаны две машины разной комплектации.

Sikorsky S-72
Sikorsky S-72

Для ускорения работ и снижения стоимости проекта, который и так должен был быть дорогостоящим, было принято решение использовать базу вертолета Sikorsky S-61 (модифицированный несущий винт и силовая установка) и Sikorsky S-67  Blackhawk (модифицированный фюзеляж). Первый из заказанных вертолетов совершил полет 12 октября 1976 года. Второй экземпляр другой конфигурации впервые поднялся в воздух 10 апреля 1978 года.

Первая из машин получила традиционную конфигурацию, а вторая была лишена основных роторов. Вместо них были установлены дополнительные крылья и подруливающие устройства. Машины подвергались обширным летным испытаниям, собирая информацию об их поведении в воздухе, а также об их характеристиках.

В 1982 году компании Sikorsky было поручено перестроить один из прототипов, чтобы использовать его в совершенно другом проекте – X-Wing. Целью этого проекта было испытание концепции вертолета, в котором несущий винт должен был останавливаться в полете, чтобы уменьшить сопротивление воздуха и в то же время создать подъемную силу для горизонтального полета.

Модернизированная  машина была представлена ​​19 августа 1986 года, наземные испытания начались 25 сентября, а испытания скоростного полета  – годом позже, 4 ноября 1987 года. 7 ноября во время одного из испытаний машина взлетела и совершила 16-секундный полет на высоте 7,6 м. Официальный полет состоялся 2 декабря 1987 г. К сожалению, дальнейшие попытки были прерваны из-за прекращения финансирования проекта X-Wing.

Основной причиной такого решения стало отсутствие перспективы использования X-Wings на практике. По предположениям, машины с такими несущими винтами предполагалось использовать для вспомогательных задач, но на практике они существенно не превосходили ни вертолеты, ни самолеты. Таким образом, не было необходимости развивать их дальше.

С самого начала программа RSRA предназначалась только для проведения экспериментов с несущими винтами и конструктивными системами вертолетов. Не предполагалось, что это приведет к созданию какой-либо конструкции, которая будет введена в эксплуатацию. Ситуация с программой X-Wing была несколько иной. Первоначально предполагалось, что такая система винт-лопасть (после остановки несущего винта во время полета его лопасти располагались в форме буквы  X, отсюда и название проекта), позволит проектировать быстроходные боевые вертолеты. В конечном итоге такие машины не нашли применения.

Длина Sikorsky S-72 (с несущим винтом) составляла 23,14 м, диаметр самого винта – 18,9 м, размах крыла – 13,74 м. В конфигурации вертолета S-72 он весил 9197 кг, а в гибридной – 11 971 кг. Силовая установка представляла собой два турбовальных двигателя General Electric T58-GE-5 и дополнительно два реактивных двигателя General Electric TF34-GE-400A. Максимальная скорость достигла 560 км/ч, но теоретически машина могла развивать более высокие скорости. Экипаж состоял из  3-х человек.

Андрей Бочкарев

 

 

ธุรกิจการบิน AVIAV TM