Страницы истории авиации: СССР-В5 – самый большой советский дирижабль

В Советском Союзе в межвоенный период развитию дирижаблей уделялось не так много внимания, как это было в Германии, Великобритании или США. Тем не менее в 1934 году Советы построили дирижабль СССР-В6. К сожалению, несмотря на   амбициозные планы по применению, его карьера оказалась недолгой.

Дирижабль СССР-В5
Дирижабль СССР-В5

Работа над дирижаблем началась в 1932 году. Советские власти поручили итальянскому конструктору Умберто Нобиле разработать конструкцию дирижабля, который по сути стал развитием дирижабля N-4 Italia, разбившегося на Северном полюсе. С российской стороны за проект отвечал Михаил Куликов.
Строительство дирижабля началось на рубеже 1933 и 1934 годов.
Сначала Нобиле спроектировал меньший дирижабль СССР-В5, который использовался для испытаний. Они прошли настолько успешно, что сразу же началась работа над большой версией. Некоторые из конструкций были основаны на первоначальных чертежах дирижабля Н-4, но большинство из них были разработаны на месте в СССР.
Строительство было завершено в конце 1934 года, а первый полет состоялся 5 ноября 1934 года. СССР-В6 имел длину 105 м и  полускелетную конструкцию, водородные баки вмещали 19 400 кубометров газа. Он оснащался тремя двигателями Maybach Mb.IVa мощностью 190 л.с. каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 115 км/ч и дальность полета около 4800 км. Сам дирижабль весил 12 тонн, а максимальная грузоподъемность достигала 9,3 тонны груза. Экипаж состоял из 15 человек.
Изначально предполагалось, что дирижабль будет выполнять рейсы из Москвы в самые дальние районы СССР. Эти планы так и не были реализованы, ограничившись несколькими полетами. Самый главный из них состоялся 4 октября 1937 года. Дирижабль находился в воздухе 130 часов 27 минут. СССР-В6 побил рекорд продолжительности полета, ранее установленный Графом Цеппелином.
В феврале 1938 года советские власти решили использовать дирижабль в  операции, чтобы спасти арктическую экспедицию Ивана Папанина. Его команда застряла на дрейфующей льдине. К сожалению, 6 февраля во время тестового полета в рамках подготовки к миссии СССР-В6 упал на холмы под Кандалакшей. Из 19 человек на борту 13 мгновенно погибли в результате пожара.
Гибель гигантского СССР-В6   стала большим ударом для Советского союза и косвенно способствовала отказу от программы строительства новых дирижаблей. Расследование, проведенное после крушения, показало, что причиной крушения стали многочисленные ошибки, допущенные экипажем, потерявшим ориентацию.
Андрей Бочкарев
Iş awiasiýasy AVIAV TM