10 трагических ошибок пилота Джона Кеннеди-младшего и как их избежать...

10 трагических ошибок пилота Джона Кеннеди-младшего и как их избежать…

В середине  июля минула очередная годовщина трагической катастрофы у берегов Соединенных штатов Америки, в которой погиб сын бывшего президента США, Джон Фицджеральд Кеннеди-младший, а также его жена Каролин и ее сестра Лорен Бассетт. К аварии привело несколько причин, которых, как оказалось позднее, можно было избежать.

10 трагических ошибок пилота Джона Кеннеди-младшего и как их избежать...
Piper Saratoga Джона Кеннеди-младшего

10 трагических ошибок пилота Джона Кеннеди-младшего и как их избежать...
Предполагаемый план полета

16 июля 1999 года в 20:39 по местному времени JFK Junior вылетел из аэропорта города Эссекс в штате Нью-Джерси. В 21:41 Piper Saratoga, в котором он находился с семьей, упал в воды Атлантического океана в 14 км от аэропорта на острове Мартас-Винъярд штата Массачусетс, где должен был совершить промежуточную посадку. Как следует из доклада Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB), наиболее вероятной причиной инцидента была пространственная дезориентация во время снижения над водой ночью, что вызвало потерю контроля над воздушным судном. Ниже приводится 10 факторов, которые могли повлиять на трагический исход этого полета. Они являются результатом анализа экспертами портала aircargonews.ru и призваны предупредить других пилотов от совершения подобных ошибок и, благодаря этому, помочь им избежать аварий.

1. Внутренний примат выполнить полет любой ценой

Пилоты часто рассказывают об этом распространенном синдроме и об этом даже ходят разные шутки. Они считают, что с ними ничего не произойдет, но часто ситуация может преподнести неприятный сюрприз. Никогда не следует настаивать на полете, даже если есть для этого серьезные причины, и что еще хуже, если при этом нужно быстро вернуться домой. Так произошло с Кеннеди. Он был решительно настроен на вылет любой ценой, чтобы успеть на свадьбу Рори (как обещал жене Каролине) – младшей дочери убитого много лет назад Роберта Кеннеди. Кеннеди также обещал сестре жены, что сделает промежуточную посадку на острове Мартас-Винъярд, где Лорен должна была выйти. Это было очередным обещанием, которое хотел сдержать и которое, с учетом полета над открытым Атлантическим океаном, значительно увеличивало опасность предприятия. Кеннеди чувствовал себя ответственным за выполнение обещаний во время и не хотел у кого-либо вызвать разочарование.

2. Стресс

Вероятно, что в момент, когда Кеннеди поднимался в кокпит, он был под влиянием сильного стресса. Его общее состояние перед полетом также не выглядело лучшим образом. За шесть недель до этого при аварии ультралегкого самолета в аэропорту Мартас-Винъярд он сломал голень. Гипс был снят за неделю до трагического события, и нога могла еще болеть. Медицинский осмотр перед полетом он прошел опираясь на трость. Кроме того, его брак переживал глубокий кризис, что широко обсуждалось в СМИ. По неофициальным сообщениям он не ночевал дома несколько дней перед дорогой. Журнал „George”, принадлежащий Кеннеди, несколько месяцев испытывал финансовые проблемы, а акционеры не соглашались обеспечить дополнительное финансирование. Все утро последнего дня Кеннеди провел на встречах с целью получить дополнительные средства. В последнюю ночь он спал очень мало, что было вызвано поздним началом матча New York Yankees, где он присутствовал, затем визитом в ресторан с приятелями. В отель он вернулся около 2-х часов ночи и спал вероятно не более 5 часов. Он опаздывал. Его изначальный план предусматривал вылет в 18.30, что сделало бы возможным полет еще до начала сумерек. Каролин и Лорен также опаздывали и приехали после 20:00, когда аэропорт уже закрывался из-за наступления сумерек, которые наступили в тот день в 20:39 – точно в момент взлета машины Кеннеди.

3. Новый самолет

Последние месяцы перед авиакатастрофой Кеннеди переучивался с Cessna 182 Skylane на Piper Saratoga, который является быстрым и более сложным в управлении самолетом. На этом типе он налетал всего 36 часов и, возможно, еще не чувствовал себя в нем уверенно и комфортно. Кроме того из сумерек вынужден был лететь в темноте и над открытым океаном.

4. Самостоятельные полеты

Кеннеди имел всего 350 часов общего налета, из которых всего около 100 часов – самостоятельных полетов. Большую часть полетов выполнял на Cessna Skylane. Из 36 часов проведенных за штурвалом самолета нового для себя типа, менее половины были самостоятельными полетами. А полеты ночью были меньше 10 часов. Кроме того, он не летал самостоятельно почти два месяца, а последний раз – недолго сразу после покупки Saratoga. Во время предыдущего полета инструктору пришлось помочь совершить посадку, так как в гипсе на ступне Кеннеди не мог достаточно оперативно управлять педалями. Также у Кеннеди не было полномочий выполнять полеты по приборам.

5. Погода

Несмотря на то, что Кеннеди проверял погоду ранее в течение всего дня, он не получил актуального прогноза сразу перед вылетом. Не проконсультировался и с пилотами, которые приземлились в аэропорту Эссекс до него, но которые сообщали диспетчерам, что погодные условия хуже прогнозированных. Один из них, видя как Кеннеди готовится к полету, хотел подойти и предупредить, но в последний момент тот пошел в магазин на другую сторону улицы и пилоту не удалось его найти. Другой пилот отменил вылет, так как не видел ориентиров вокруг аэропорта. То же самое сделала местная авиашкола.

6. Отсутствие инструктора

Один из инструкторов Кеннеди предложил полететь с ним, но тот отказался, несмотря на то, что пользовался услугами этого инструктора в более при более благоприятных обстоятельствах и погодных условиях. Часто брал в полет инструктора и случалось, что тот возвращался его самолетом до аэропорта Эссекс. Факт, что Кеннеди не взял инструктора является вопиющим. В самолете было свободное место, была ночь, трудные погодные условия и два взлета и посадки. Возможно катастрофы удалось бы избежать, будь на борту какая-нибудь поддержка.

7. Отсутствие человека в правом кресле

Его жена и ее сестра сидели в задней части самолета, а правое кресло пустовало. Несмотря на то, что Каролин не имела лицензии пилота и не проходила обучения позволяющего заменить пилота в случае, если тот по какой-либо причине не может управлять воздушным судном (Pinch Hitter Course), она летала раньше с мужем и если бы сидела во втором кресле, то могла бы слушать радио, получать информацию, смотреть на приборы и помогать другими способами.

8. Отсутствие радиосвязи

После взлета из аэропорта Эссекс Кеннеди не запросил по радио инструкций, не установил связи ни с одним из диспетчеров на маршруте полета и даже не сообщил плана полета. Неизвестно вообще ли прослушивал авиачастоты, так как находился на столько близко к реактивному самолету в аэропорту Westchester County, что у того сработала сигнализация опасного сближения. Это вызвало тревогу в аэропорту ЛаГардия.

9. Полет без автопилота

Piper Saratoga оснащен высококлассным автопилотом и Кеннеди знал как им пользоваться. В докладе NTSB отмечено, что это оборудование в течение всего пилота было выключено.

10. Нежелание менять планы

Совершенно очевидно, что Кеннеди не должен был вылетать в эту пору и при таких условиях, однако сознательно сделал это, несмотря на ухудшающуюся погоду. Он мог вернуться на исходный аэропорт, мог приземлиться аэропорту штата Коннектикут, мог отказаться от полета на Мартас-Винъярд и лететь прямо в аэропорт Гианнис. У сестры его жены не было важных причин лететь на остров и наверняка она могла отказаться от этой затеи. Однако упорство и ошибочные решения Кеннеди привели к трагической катастрофе, в которой погибло три человека.