В минувшую субботу (9 февраля) исполнилось 50 лет со дня первого полета иконы технической авиационной мысли. Jumbo Jet, королева небес – ни одна другая модель самолета не стала таким символом и не имела столько восхищенных эпитетов, как Boeing B747. С момента его появления прошло почти 50 лет, но многие авиакомпании все еще продолжают использовать этого гиганта.
К концу января 2018 года все семейство B747 налетало почти 121,5 миллиарда километров и перевезло почти 6 миллиардов пассажиров, т.е. 78 процентов населения земли (данные Boeing). Американский производитель выпускал Jumbo Jet в более десяти разных вариантов, включая четыре основных: -100, -200, -300 и -400. Последний был самым популярным. Пользователям поставлено более 440 B747-400, а вместе с вариантами расширенного ассортимента (ER) и грузовыми (F, ERF), построенными на его основе – более 700 штук. В настоящее время Boeing все еще производит B747 в грузовой версии B747-8F. За прошедшие 50 лет было заказано 1572 штук Jumbo Jet, из которых 1548 уже поставлены. Поставки ожидает еще 26 штук B747: 24 B747-8F и два для Air Force One, которые заменят используемый в настоящее время B747 старшего поколения. В качестве интересного факта стоит добавить, что 747-8 Intercontinental на сегодняшний день является самым длинным пассажирским самолетом в мире. Boeing перехватил это звание у А340-600, который на один метр короче.
Новый B747-8 никогда не был ключевым проектом для Boeing, поскольку он является всего лишь очередной модификацией JumboJet, выпускаемой более 50 лет, и стоимость его разработки была относительно низкой. Когда американская компания объявила об этой программе, она уже долго работала над самолетом, который должен был произвести революцию на рынке – B787 Dreamliner. Тем не менее, приближающийся конец A380 является поражением имиджа для Airbus, который так и не догнал по количеству проданных B747 и B747-8. Boeing продал в общей сложности более 1500 JumboJet с начала их производства. Эта модель давно устарела и просто дожила до своих лет. Последний Airbus A380 может покинуть производственную линию как символ несбывшихся прогнозов европейской компании.
Где еще летает B747?
Представляем список десяти крупнейших пользователей Jumbo Jet. В список вошли авиакомпании, которые до сих пор активно используют B747 как в пассажирской, так и грузовой версии на коммерческой основе. По состоянию на январь 2019 года во всем мире эксплуатировалось 536 самолетов Boeing B747: 12 B747-100, 19 B747-200, три B747-300, 372 B747-400 и 130 B747-8. В общей сложности 11 операторов, представленных ниже, используют 269 Jumbo Jet, из которых почти половина (123 бортов) эксплуатируются в европейских авиакомпаниях. 269 самолетов из приведенного ниже списка составляют половину всех машин B747, которые находятся в активной эксплуатации в мире.
- British Airways – 34 самолета B747
Первое место занимает авиакомпания British Airways, которую называют крупнейшим оператором B747 в мире. Первый самолет этого типа отправился перевозчику (тогда BOAC) в апреле 1970 года. С того времени перевозчик приобрел 101 такой самолет. В настоящее время у британцев в составе флота имеется 34 шт. B747-400.
- Lufthansa – 32 машины B747
Второе место занимает немецкая авиакомпания. Lufthansa использует Boeing B747 с 1970 года и является одной из немногих авиакомпаний, у которых в настоящее время имеется две пассажирские версии, в том числе последняя – Intercontinental -8. На сегодняшний день в парке насчитывается 35 Boeing 747: 13 B747-400 и 19 B747-8I. Как один из старейших клиентов программы, линия в 2015 году получила юбилейный 1500-й B747. С 2016 года у перевозчика также имеется ретрожет, которым стал B747-8I (D-ABYT).
- Atlas Air – 31 машина B747
Atlas Air находится на третьем месте. Этот чартерный и грузовой перевозчик является пользователем B747 с момента своего создания, то есть с 1992 года. С того времени 73 самолета этого типа прошли через его флот. Сегодня в парке насчитывается 31 борт B747: 19 B747-400F/BCF, четыре B747-400 и восемь B747-8F.
- Cargolux и Kalitta Air – 26 машин B747 каждый
Четвертое место поделили между собой Cargolux и Kalitta Air. Cargolux – перевозчик со штаб-квартирой и главной базой в аэропорту Люксембурга. Это одна из крупнейших авиакомпаний такого типа в Европе. В рамках своей деятельности, помимо регулярных рейсов, она также выполняет чартерные рейсы с грузами. В настоящее время парк перевозчика состоит из 26 B747: 12 B747-400F и 14 B747-8F.
Kalitta Air – американская грузовая авиакомпания, базирующаяся в Ипсиланти, штат Мичиган. Они выполняют специальные и регулярные грузовые рейсы в Северной Америке, Азии и Европе. Основная база находится в аэропорту Уиллоу Ран в посёлке Ипсиланти. Текущий флот состоит только из 26 B747 в версии -400.
- UPS Airlines – 24 самолета B747
Пятое место в рейтинге заняла американская авиакомпания UPS. Линия является пользователем B747 с 1984 года. До настоящего времени 54 самолета поступили в парк перевозчика. На данный момент в состав флота входят 24 штук B747: 13 B747-400F и 11 B747-8F.
- Korean Air – 23 самолета B747
На шестом месте оказалась авиакомпания Korean Air. Перевозчик является пользователем B747 с 1978 года. В общей сложности им было приобретено 81 штук этой модели. В настоящее время в корейском флоте насчитывается 23 единицы B747: четыре B747-400F / BCF, два B747-400, семь B747-8F и 10 B747-8I.
- China Airlines – 22 самолета B747
Седьмое место в рейтинге заняла тайваньская China Airlines. Авиакомпания является пользователем B747 с 1976 года. До настоящего времени через нее прошли 59 самолетов этого типа. Сегодня в состав флота входят 22 B747: 18 B747-400F и четыре B747-400.
- Cathay Pacific Cargo – 20 самолетов B747
Восьмое место занимает гонконгский перевозчик Cathay Pacific – один из первых пользователей B747. Первый самолет такого типа появился в авиакомпании в 1978 году. С того момента было приобретено 83 самолета этого типа. В настоящее время в парке насчитывается 20 штук B747F: шесть B747-400F / BCF и 14 B747-8F.
- AirBridge Cargo (ABC Airlines) – 17 машин B747
На девятом месте разместилась российская AirBridge Cargo. Авиакомпания является пользователем B747 с 2004 года. Всего ей было приобретено 30 авиалайнеров этой модели. В настоящее время флот ABC состоит из 17 штук B747: шесть B747-400F/BCF и 11 B747-8F.
- KLM – 14 машин B747
На последнем 10-м месте национальный перевозчик Нидерландов. KLM является одним из старейших пользователей B747 в мире. Первая поставка B747-100 состоялась в 1971 году. На данный момент через флот прошли 46 самолетов этого типа. В настоящее время в состав парка входят 14 единиц B747: три B747-400ERF и 11 B747-400/400M.
Андрей Бочкарев