Авиация времен второй мировой войны – история одной фотографии

Фотография B-17 с почти отрубленным хвостом — одна из самых известных фотографий времен Второй мировой войны. Хотя многие сомневались в его подлинности, фото настоящее, и самолет, несмотря на повреждения, благополучно добрался до базы и приземлился. Машина носила собственное название All American.

All American
Boeing B-17F-5-BO “All American III” после атаки германского истребителя

Бомбардировщики Boeing B-17 Flying Fortress были самыми важными стратегическими бомбардировщиками Америки во время Второй мировой войны. Эти самолеты принимали участие во многих боевых действиях, в том числе в дневных налетах на цели в оккупированной нацистами Европе.

Эти самолеты славились не только огневой мощью оборонительных средств (отсюда и название «Летающая крепость»), но и их устойчивостью к огню и повреждениям. В 1936-1945 годах была построена 12731 машина этого типа в различных вариантах таких, как бомбардировщик, патрульный самолет. Были и другие специализированные варианты. Хотя часть была потеряна во время выолнения боевых миссий, очень многие машины благополучно вернулись, несмотря на чрезвычайно сильные повреждения.

Одним из самых известных B-17, который вернулся на базу, несмотря на исключительно большие повреждения, являлся и носивший название All American. Это был Boeing B-17F-5-BO Flying Fortress, серийный номер 41-24406, принадлежавший 97-й бомбардировочной группе 414-й бомбардировочной эскадрильи.

1 февраля 1943 года самолет участвовал в бомбардировке захваченного немцами порта Бизерта в Тунисе. Машина взлетела с базы близ города Бискира в Алжире. На обратном пути группа бомбардировщиков, участвовавших в атаке, была атакована немецкими истребителями. Два Messerschmitt Bf 109 (некоторые источники предполагают, что это были Focke-Wulfs Fw 190) атаковали All American. Первый истребитель был сбит, в то время как в случае второй машины пилот, вероятно, получил ранение (неизвестно, был ли он ранен или убит сразу), в результате чего машина попала своим крылом в фюзеляж бомбардировщика прямо перед вертикальным стабилизатором. Пилотом немецкой машины, как выяснилось, был немецкий ас (имевший на счету 16 сбитых самолетов) Эрих Пациа из I/Jagdgeschwader 53.

Повреждение было очень серьезным, так как часть киля была разрушена, а фюзеляж почти разрезан на две части, которые удерживались только на части конструкции. Задний стрелок попытался выйти из своей позиции и двинуться вперед, откуда ему было бы легче спуститься с парашютом в случае необходимости, но, опасаясь дальнейшего повреждения фюзеляжа при попытке пройти сквозь него, он решил остаться на своей позиции. Остальной экипаж также готовился к прыжку с парашютом, но командир бомбардировщика Кен Брэгг-младший решил продолжить полет.

Остальные бомбардировщики группы оставались с поврежденной машиной на протяжении всего полета над территорией противника, защищая ее от возможных дальнейших атак. Благодаря этому во время полета удалось сделать известное фото самолета. Несмотря на повреждения, бомбардировщик добрался до базы и приземлился. Интересно, что позже повреждение было устранено, и бомбардировщик вернулся в строй, но уже в качестве самолета связи. Таким образом All American оставался на вооружении до 1945 года. Он был списан 6 марта 1945 года в аэропорту Лучера в Италии.

Экипаж самолета во время знаменитого полета 1 февраля 1943 года, согласно отчету штурмана Гарри К. Нассла, состоял из:Кен Брэгг младший (командир), Дж. Бойд младший (второй пилот), Гарри К. Нессл (штурман), Ральф Бербридж (бомбардир), Джо С. Джеймс (бортинженер), Пол А. Гэллоуэй (радист), Элтон Конда (стрелок нижней башни), Майкл Зук (стрелок), Сэм Т. Сарполус (хвостовой стрелок), Хэнк Хайланд (командир наземного экипажа).

По поводу самолета возникло много неправдивых теорий, согласно которым экипаж “укрепил” поврежденный фюзеляж парашютами. Некоторые говорили также, что бомбардировщик был поврежден до того, как прибыл к месту выполнения миссии, но он достиг своей цели и сбросил бомбы.

Андрей Бочкарев