Авиакомпании выстраиваются в очередь за компенсациями от Боинга

Все больше авиакомпаний заявляют, что они выставят счет за отмену рейсов B737MAX Boeing, произошедших в большинстве стран мира. Некоторые пока еще не решили, будут ли, и если да, то когда потребуют компенсацию от производителя.
На данный момент все указывает на то, что причины обеих катастроф – в октябре в авиакомпании Lion Air в Индонезии и 10 марта Ethiopian Airlines, лучшего африканского перевозчика и член Star Alliance, – были аналогичными. Система MCAS, поддерживающая управление машиной, могла быть неисправной. Ее задача — предотвратить потерю подъемной силы машины, опустив нос вниз.

Система очень чувствительна, и случается, что она включается слишком часто, также в неоправданных ситуациях. Хорошо обученный пилот знает, что делать в такой ситуации. Это показал пример инструктора Lion Air, который летел на MAX в качестве пассажира за день до катастрофы (так называемая dead head). Когда он понял, что пилоты попали в беду, он пошел в кабину и помог им овладеть ситуацией просто отключив систему.

«Мы ждем определения точных причин катастрофы, но LOT не принял окончательных решений о требовании компенсации от производителя за заземление Boeing 737MAX8», – говорит Адриан Кубицкий, директор по корпоративным коммуникациям в LOT. «Мы находимся в постоянном контакте и сотрудничестве с нашими партнерами. Мы ожидаем решения проблемы и возобновления безопасной эксплуатации этих машин», – добавляет он.

О намерении потребовать компенсацию от Boeing открыто заявил бюджетный перевозчик Norwegian, который использовал эти воздушные суда на рейсах из Великобритании и Ирландии к восточному побережью США и компания Indian SpiceJet, которая предупредила пассажиров, что сеть ее сообщений будет некоторое время неполной и может гарантировать только рейсы в аэропорты, где она является единственным перевозчиком. «Я не вижу причины, по которой нам не пришлось бы отправлять счет за не использующиеся машины их производителю», – сказал Бьорн Кьос, президент норвежской компании. Представители польской чартерной линии Enter Air не скрывают своих планов добиваться компенсации от американской компании.

Суммы компенсаций довольно различаются от типа перевозчика и интенсивности его полетов, однако могут начинаться с 250 тысяч долларов в месяц на один борт.

Пока что крупнейший канадский авиаперевозчик Air Canada сообщил, что он удалил все MAX из своей сети до конца июня. Boeing уже поставил 371 таких машин, в том числе 10 перевозчикам из Европейского Союза. Большинство авиакомпаний, которые первыми воздержались от эксплуатации MAX, довольно быстро нашли им замену. У американцев, которые дольше всех откладывали эту процедуру, возникла серьезная проблема с поиском авиалайнеров, заменяющих MAX, и массовыми отменами рейсов.

Андрей Бочкарев