Авиасалон, о котором Boeing мечтает…забыть

Хотя прошел только первый день авиасалона в Париже, но, скорее всего, руководство Boeing уже хотело бы забыть об этом событии. Американскому производителю приходится отвечать на неудобные вопросы, и пока он не может предложить продукты, ожидаемые отраслью.
В этом году на парижском авиакосмическом салоне Boeing чувствовал себя не в своей тарелке. Главной из проблем, беспокоящих отрасль, а также путешественников, является вопрос заземления Boeing 737 MAX и даты их возвращения в эксплуатацию. По этому вопросу руководство производителя имеет очень мало что сказать, что только усугубляет разочарование тех авиакомпаний, которые выбрали последнюю версию самого от популярного производителя самолетов. Отказ двигателей Rolls-Royce Trent 1000, которыми оснащены примерно половина Boeing 787, используемых авиакомпаниями в мире, остается нерешенным.

Хотя Boeing не имеет отношения к двигателям, не трудно понять, что преждевременный износ Trent 1000 не помогает имиджу чикагского производителя. Недавно были также сообщения о задержках в программе 777X. Наконец, несмотря на то, что прошло несколько месяцев, Boeing не смог объявить, решит ли он запустить программу «среднерыночных самолетов» (NMA), которой, скорее всего, будет присвоено обозначение Boeing 797.

Задержка программы 777X и отмена заказа со стороны Emirates

Уже первый день ярмарки принес ответы на несколько неясностей, связанных с программами Boeing, но вряд ли эти ответы укрепляют авторитет американского производителя.
По словам Дэвида Джойса, исполнительного директора GE Aviation, во время тестирования нового двигателя GE9X для Boeing 777X, который также является крупнейшим реактивным двигателем в истории, GE Aviation обнаружила преждевременный износ подшипников компрессора. Обнаруженный дефект означает, что первый полет Boeing 777 X не состоится в конце этого месяца, как планировалось изначально. В настоящее время GE ожидает, что машина взлетит «в этом году», – сказал Джойс.

Виноват Boeing или нет, но он сам вынужден ожидать, пока GE Aviation решит проблему. Открывая программу 777X, концерн решил, что последняя версия самого большого в мире двухмоторного самолета будет доступна только с двигателями GE, что значительно снизит стоимость внедрения модели. Airbus также решил сделать аналогичный шаг в отношении самолетов A330neo – на эти машины устанавливаются только силовые установки Rolls-Royce.
Название проекта 777X появляется в контексте другого неудачного развития событий для Boeing.

В первый день Парижского авиасалона появилась информация о том, что перевозчик из Персидского залива ведет переговоры с американским производителем об изменении заказа на 150 экземпляров последней версии Boeing 777. Это важно, поскольку в настоящее время Boeing подписал контракты на 344 машины. Таким образом, потенциальный заказ из Объединенных Арабских Эмиратов составляет почти половину этой стоимости. Однако сейчас есть неофициальная информация о полном отказе от договора или ограничении числа машин, которые будут в нем упомянуты. Причиной переговоров, однако, является не задержка программы, а изменения планов авиаперевозчиков с Ближнего Востока.

Airbus раскрывает карты и подрывает программу NMA

Также в первый день выставки Airbus, главный конкурент Boeing, объявил об открытии программы A321XLR. Это серьезно бьет по программе NMA, вопрос о запуске которой до сих пор рассматривается руководством американского концерна. Новая машина позволит производителю Тулузы сохранить доминирующее положение в сегменте авиационного рынка для 200-270 пассажиров, что, согласно отраслевому анализу, может стоить несколько десятков миллиардов долларов в течение следующих 20 лет. Новый аэробус A321XLR будет оснащен измененными задними топливными баками (RCT), которые дадут возможность увеличить грузоподъемность, а также позволит увеличить дальность по сравнению с аэробусом A321LR, установившего рекорд дальности для самолетов с узким проходом.

Самолет должен стать экологичнее и экономить 30 процентов топлива на каждого пассажира. A321XLR получит увеличенную на более 4 тонн максимальную взлетную массу MTOW (101 тонна), поэтому его шасси будет переработано. Ожидается, что машина будет способна пролетать до 4700 морских миль (8,797 км) по сравнению с дальностью полета A321LR (4000 морских миль – 7,418 км). В типичной двухклассной конфигурации самолет сможет принимать на борт от 180 до 220 пассажиров, а в трехклассном — до 200 пассажиров.

В бизнесе отсутствие решений часто означает возвращение назад, и, как полагают некоторые отраслевые аналитики, Boeing должен учитывать тот факт, что Airbus продолжит побеждать в авиационном секторе среднего класса, продавая свою продукцию авиакомпаниям, которые с интересом ожидают пока разрешится программа Boeing. Джон Остроуэр, признанный аналитик отрасли, даже считает, что на этой неделе решится вопрос о жизни или смерти программы NMA. Согласно его выводам, хотя Boeing создал передовую конструкцию, он не смог создать проект, который был бы удовлетворительным с точки зрения бизнеса, как это часто происходит в авиации – удачные конструкции с технической точки зрения не всегда способны приносить прибыль в текущих рыночных условиях.

Полетят ли головы в Boeing?

«Девять месяцев назад я ожидал, что здесь будет объявлено о программе NMA», – заявил Домнхал Слэттери, президент лизинговой компании Avolon, управляющей более 550 самолетами. Вместо этого Кевин Макаллистер, директор Boeing Commercial Airplane, представил «соболезнования и молитвы» семьям 346 жертв катастрофы Boeing 737 MAX.
Слэттери сильно критикует то, как руководство Boeing говорит о проблемах MAX, особенно то как смягчает свои высказывания президент компании Деннис Муйленбург, а также за неготовность признать себя виновным, прикрываясь правовыми ограничениями. Глава лизинговой компании не исключает, что это может привести к ситуации, когда Boeing 737 MAX вернется к эксплуатации в США и в Европе, но не в «других регионах мира, которые имеют наибольшее значение». Слэттери также задается вопросом, сможет ли Мейленбург перед лицом проблем с MAX и последней задержкой программы 777X сохранить свою позицию.

«Останется ли на своем месте Муйленбург? Если нет, то решит ли новый президент запустить новую программу в первый год своего срока? Такого никогда не было в истории американского производителя. Если MAX проведет на земле от шести до девяти месяцев, может ли руководство уверенно представить новый самолет? Это все действительно сложно. Это самое трудное время для Сиэтла за последние 30 лет работы в отрасли», – заключает Слэттери.

Андрей Бочкарев