Что может ожидать пассажиров, путешествующих по Европе, после Brexit

Выход Великобритании из ЕС вызывает большую озабоченность и в авиационной отрасли. Право пассажиров на компенсацию за задержку и отмену рейсов остается нерешенной проблемой. Как отмечают эксперты, худшим сценарием, однако, будет отказ принять так называемые «сиротские рейсы» для пассажиров, вылетающих из Великобритании еще до Brexit и совершающих посадку в конечном пункте после выхода из ЕС. Применяется ли в таких ситуациях действующие Распоряжение WE 261 Европейского парламента?
В конце сентября авиакомпания Easyjet опубликовала расписание летних полетов, и поэтому вполне вероятно, что она присоединится к своим конкурентам, реализуя несколько так называемых «сиротских рейсов», то есть перевозку тех пассажиров, которые покинут Великобританию до Brexit, но доберутся до конечного пункта назначения после выхода из ЕС. При посадке на самолет пассажиры с британскими паспортами будут полноправными гражданами ЕС, но как только они покинут борт, их будут классифицировать как «граждан третьих стран». В результате могут пострадать их права в ЕС, в том числе возможность потребовать компенсацию за сбои в рейсе. По данным Cofrance Sarl, в прошлом году пассажиры, отправляющиеся в Великобританию и из Великобритании, получили компенсаций на общую сумму 800 млн евро.

В связи со многими предположениями о последствиях так называемого «Brexit без контракта», то есть в потенциальной ситуации, когда Британия покидает ЕС без соглашения об воздушном пространстве, эксперты Cofrance Sarl подготовили самую важную информацию для пассажиров об их правах, в том числе три сценария:

1. Права пассажиров до Brexit

В соответствии с Распоряжением WE 261 пассажиры из стран ЕС имеют право на финансовую компенсацию в размере до 600 евро на человека, если их рейс отложен более, чем на три часа, был отменен или пассажиру отказали в посадке (в случае овербукинга). Компенсация выплачивается в случаях, когда посадка совершается в европейских странах, на борт самолета перевозчика, зарегистрированного в ЕС. Стоит помнить, что компенсация также полагается, если авиакомпания не зарегистрирована в ЕС, но рейс начинается в одной из стран ЕС. Эти правила распространяются также на Исландию, Норвегию и Швейцарию. Кроме того, это Распоряжение действует только в случае доказанной вины авиакомпании, а пассажирам обычно дается срок три года, чтобы подать заявку на компенсацию.

2. Права пассажиров так называемого «сиротского рейса»

Пассажиры «сиротских рейсов» – это люди, которые покидают Великобританию в пятницу, 29 марта 2019 года, и достигают своего конечного пункта после Brexit. В случае задержки или отмены этих рейсов права этих пассажиров будут зависеть от того, примет ли правительство Великобритании или отменит Распоряжение WE 261.

Если соглашение будет не достигнуто, то в соответствие с законом, существует риск отказа от компенсаций пассажирам «сиротских рейсов». Эксперты Cofrance Sarl указывают, что это будет один из худших возможных сценариев.

3. Права пассажиров после Brexit

Ситуация после Brexit является примером, позволяющим просвещать и повышать осведомленность пассажиров о своих правах на компенсацию. Cofrance Sarl рассматривает три различных сценария в рамках действующего законодательства ЕС, в соответствие с которым британское правительство может применять Распоряжение WE 261, принять его в измененной форме или отменить.

● Если правительство Великобритании признает Распоряжение WE 261

Пассажиры по-прежнему смогут иметь право финансовую компенсацию в размере до 600 евро в случае задержки и отмены, а также отказа в посадке. В этом варианте путешественники останутся на выигрышной позиции, если вести речь о праве на компенсацию от авиакомпаний.

● Если правительство Великобритании примет пересмотренный вариант Распоряжения WE 261

Пассажиры будут иметь право на компенсацию за задержку, отмену или отказ от посадки. Однако сумма компенсации может измениться.

Кроме того, в соответствии с этим вариантом применяемыq закон может получиnm послабление, поскольку британские суды больше не будут подпадать под юрисдикцию Европейского суда. В настоящее время прецедентное право Европейского органа включает некоторые из очень важных аспектов прав пассажира в отношении компенсации, и его решения являются обязательными для всех европейских судов. Однако в Великобритании может сложиться ситуация, когда решения в пользу потребителей, выпущенные EC, не будут иметь обязательной силы для судов.

● Если Британия отменит Распоряжение WE 261

Пассажиры, вылетающие из Великобритании авиакомпаниями, зарегистрированными за пределами ЕС, в европейскую страну или любыми авиакомпаниями в другую страну мира, не будут иметь права на компенсацию за сбои рейсов. В этой ситуации они будут полностью зависимы от милости авиакомпаний.

Однако рейсы из Европы в Великобританию, даже те, которые осуществляются британскими авиакомпаниями, по-прежнему будут связаны положениями Распоряжения WE 261, что дает пассажирам право на финансовую компенсацию.

По мнению некоторых экспертов, трудно вообразить, чтобы развивался наихудший сценарий, ибо тогда Британия должна быть отрезана от ЕС, в то врем как для нее туризм является чрезвычайно важной статьей дохода. В ЕС действуют сотни законов и правил, которые Великобритания может принять, изменить или проигнорировать, но одно можно сказать точно, что Соединенное Королевство будет стараться достичь соглашения по авиации, независимого

от других последствий Brexit.
Остается неясным, будут ли пассажиры, отправляющиеся в Великобританию и из Великобритании, иметь те же права, что и раньше, когда их полет задерживается, отменяется или им отказывают в посадке. Мы надеемся, что правительство Великобритании примет аналогичное WE 261 распоряжение, как это сделали Норвегия, Исландия или Швейцария и не будет использовать свои полномочия для отказа от регулирования, которое ежегодно помогает миллионам пассажиров.

Советы для пассажиров
В связи с растущей неопределенностью в отношении Brexit наш портал подготовил 4 подсказки для путников, которые забронировали билеты на рейсы на пятницу 29 марта 2019 года и на следующий день.

1. Знайте свои права

Лица, отправляющиеся в Великобританию или за ее пределы во время и после Brexit, должны ознакомиться с правами пассажиров даже до поездки, чтобы в случае задержки или отмены знать о возможных вариантах.

2. Регулярно проверяйте статус своего рейса

Существует риск того, что рейсы будут отложены или отменены во время и после Brexit, если правительство Великобритании не примет соглашение о воздушном пространстве. Поэтому необходимо достаточно часто проверять статус своего рейса, а также быть готовым к более длинным очередям для регистрации и продолжительного времени, проведенного в аэропорту.

3. Планируйте больше времени для поездки

В настоящее время граждане из Европейской экономической зоны, направляющиеся в Великобританию, пользуются более мягким пограничным контролем. Однако после Brexit граждане этих стран могут, тем не менее, подвергаться такому же или аналогичному контролю, что и граждане, не являющиеся гражданами стран-членов ЕЭЗ. Это может привести к увеличению времени ожидания для пограничного контроля.

4. Проверьте политику отмены и политику возврата

Организованные поездки будут по-прежнему регулироваться правилами, которые предоставляют путешественникам право на альтернативный вылет или возмещение в случае изменений из-за чрезвычайных обстоятельств.

Авиакомпании уже начали готовиться к худшим сценариям, и во время продажи билетов предупреждают, что рейсы из Великобритании могут не выполняться из-за Brexit. Все авиакомпании должны будут возместить стоимость билета, если полеты будут приостановлены после выхода Великобритании из ЕС.

Андрей Бочкарев