закладывает уши в самолете

Что происходит с ушами во время полёта?

Давление и боль в ушах во время полёта могут причинять сильное беспокойство.  В этой статье  мы хотим дать  вам некоторую общую информацию об этом явлении, а так же советы о том, как его избежать или, по крайней мере, свести к минимуму его последствия. 

 

 

 

 

 

Как работают наши уши? 

Уши позволяют нам слышать звуки, которые создают вибрации в воздухе. Эти вибрации проходят через ушной канал и ударяют в барабанную перепонку, которая закрывает ушной канал изнутри. С другой стороны барабанной перепонки находится Евстахиева труба. Она соединяет внутреннее ухо с носоглоткой и, таким образом, имеет выход наружу. Воздух проходит или выходит через Евстахиеву трубу в зависимости от разницы между давлением во внутреннем ухе и атмосферным давлением. Из этого можно сделать вывод о том, что проходимость Евстахиевой трубы не должна нарушаться. Дисфункция Евстахиевой трубы может возникнуть, например, если в ней появилась слизь, вызванная, простудой, аллергическим расстройством или респираторной инфекцией.

Что происходит с нашими ушами, когда самолёт набирает высоту?

Когда самолёт набирает высоту,  атмосферное давление в салоне постепенно понижается. Это понижение будет происходить до тех пор, пока самолёт не достигнет крейсерской высоты.  В связи с разницей в давлениях на борту и у земной поверхности, какая то масса захваченного воздуха должен покинуть внутреннее ухо. Если этого не произойдёт, то давление в барабанной перепонке будет выше давления в салоне. Это приведёт к её вдавливанию.

Что происходит с нашими ушами, когда самолёт снижается?

Когда самолёт совершает снижение, атмосферное давление внутри салона постепенно повышается.  Повышение давление снаружи снова может привести к вдавливанию барабанной перепонки. Чтобы этого не произошло, давление во внутреннем ухе также должно повыситься. Это повышение обеспечивается поступлением воздуха через Евстахиеву трубу.

Что происходит, когда у вас проблемы с ушами во время полёта?

Если у вас простуда или аллергия, то слизистая мембрана в Евстахиевой трубе может гипертрофироваться и  поступление через неё воздуха будет нарушено. В результате, во время снижения самолёта, воздушное давление в барабанной полости будет ниже давления в салоне. Разница в давлениях приведёт к вдавливанию барабанной перепонки. Поначалу вы почувствуете давление, а затем испытаете болезненные ощущения. Более того, поскольку барабанная перепонка будет находиться под постоянным давлением, она не сможет свободно вибрировать, и вы на какое то время не сможете нормально слышать.

Как избежать проблем с ушами во время полёта?

Во время снижения раскрыть Евстахиеву трубу помогут глотание и зевание. Воздух проникнет в барабанную полость, в результате чего давление во внутреннем ухе выровняется до величины давления в салоне.

Можно зажав нос, «продуть» носоглотку,  жевать жевательную резинку или пить маленькими глотками. Любой из этих методов необходимо повторять каждые несколько минут во время снижения. Любой из этих приведённых нами методов работает. Воздуху будет легче проходить через Евстахиеву трубу, если вы глотаете, зеваете или жуёте.

Ещё можно воспользоваться «Манёвром Вальсальвы»[1]:  вдохните, а затем, сомкнув рот и зажав нос, медленно выдыхайте. Действуя, таким образом, вы воздух не выдохнете, но вы мягко продвинете его в Евстахиеву трубу. Вы почувствуете, как ваши уши «выстрелят», когда воздух поступит с усилием в полость внутреннего уха. Часто это помогает решить проблему. Повторяйте это упражнение каждые несколько минут во время приземления или тогда. когда чувствуете дискомфорт в ушах.

Если у вас простуда, и вы не можете не лететь, то воспользуйтесь назальным спреем. Он  на некоторое время подсушит слизь в носу и, таким образом, обеспечить нормальное функционирование Евстахиевой трубы.

Чтобы стимулировать детей к глотанию дайте им во время снижения соску-пустышку.

Что не работает?

Иногда вы можете услышать и о других методах, которые «безотказно работают». Боюсь вас разочаровать, но нет никаких медицинских подтверждений, что  мокрая ткань или чашки помогут снять боль. Но используйте их, если хотите. Вреда никакого не будет. Тоже самое можно сказать об ушных каплях и чистке ушей. Эти методы могут иметь успокаивающее действие, но боль они не утолят.

В некоторых аэропортах вы можете купить беруши, которые, как утверждается, регулируют воздушное давление в ухе. Это не подтверждается медициной. Но если они вам помогают, то пользуйтесь ими.

Можно ли летать с ушной болью?

Если у вас сильная простуда, ушная боль, высокая температура или наличие всех этих симптомов сразу, то спросите себя, стоит ли всё-таки лететь. Если вы всё-таки решили лететь в таком состоянии, то мой вам совет, проверьте перед полётом состояние ваших ушей у врача. Вы рискуете получить баротравму –  травму барабанной перепонки или даже её прорыв (редко) в связи с изменением давления. Вы можете испытывать боль, потерять слух, чувствовать жужжание в ушах. Повреждение барабанной перепонки пройдёт быстро, вот для лечения её разрыва может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Полёт завершён, а у вас всё ещё проблемы с ушами?

Если приведённые выше методы не дали положительного результата, то примите болеутоляющее лекарство. Например, хорошо подойдёт парацетамол.

Если неприятные симптомы у вас не проходят, то вы можете прийти на приём к вашему лечащему врачу.

[1] «Метод Вальсальвы» не рекомендуется совершать при простудном заболевании, поскольку в полость уха вместе с воздухом может попасть инфекция. Кроме того, «Метод Вальсальвы» вызывает повышение кровяного давления, что опасно для людей страдающих сердечными заболеваниями.