Долгий путь Cathay Pacific к признанию бюджетной бизнес-модели

Группа Cathay Pacific Group приобретает гонконгскую бюджетную авиакомпанию HK Express за сумму в 628 миллионов долларов США. Это означает, что Cathay Pacific через многие годы раздумий выходит на быстрорастущий рынок бюджетных сообщений в Азии.
«Флагманский перевозчик азиатского города (помимо международного бренда Cathay Pacific, на региональном рынке он действует под брендом Cathay Dragon) за покупку бренда HK Express выложит 2,25 миллиарда гонконгских долларов. Еще 2,68 миллиарда местных долларов пойдут на погашение текущих обязательств недорогого перевозчика», – сообщает South China Morning Post. Группа обещает, что HK Express сохранит свой бренд и бизнес-модель, которая в прошлом году привлекла 4,1 миллиона пассажиров.

Cathay укрепляет свои позиции в Гонконге

Сделка подразумевает укрепление позиций Cathay Pacific Group в аэропорту Гонконга. Флагманский перевозчик будет владельцем трех из четырех авиакомпаний, зарегистрированных в Гонконге, таким образом, у него будет приблизительно половина предложения аэропорта и 45 проц. предложений слотов. По распространенному мнению экспертов, такое серьезное усиление позиций перевозчика не вызовет протеста со стороны местных контрольных и антимонопольных учреждений, которые в прошлом находились под влиянием Cathay Pacific.

«Это приобретение сделает Cathay Pacific Group доминирующим игроком в Гонконге, но ей придется продолжать конкурировать с иностранными авиакомпаниями на зарубежных рынках … Cathay не станет доминирующим игроком на международном рынке», – говорит Джей Вун Ли, эксперт в области авиации и права из Chinese University of Hong Kong, цитируемый SCMP.
Однако о своем протесте заявил президент правления HK Чжун Госун, в настоящее время являющийся крупнейшим акционером перевозчика и отказавшийся продавать свои акции. Позиция Чжун в настоящее время является самой большой угрозой на пути к завершению сделки.

«Протест президента может привести к задержкам и даже торпедировать сделку, если процесс затянется слишком долго, это также может означать, что некоторые согласованные условия должны быть изменены», – предупреждает Дэвид Ю, профессор по финансам в Нью-Йоркском университете в Шанхае в беседе с SCMP.

Согласно местному законодательству, Чжун должен показать, почему потенциальное соглашение не будет отвечать интересам компании. Cathay Pacific утверждает, что сделка принесет ряд преимуществ. «Путешественники и центр в Гонконге получат выгоду от сделки. Бизнес-модели обеих компаний в значительной степени дополняют друг друга», – говорится в заявлении Cathay Pacific.

Задержка выхода на рынок LCC

Для наблюдателей авиационного рынка наиболее интересным аспектом сделки является тот факт, что Cathay Pacific Group решила войти в сегмент недорогих сообщений, который в Азии быстро развивается. Принятие решения о расширении портфеля авиакомпаний за счет недорогого бренда заняло у Группы целых 16 лет. Впервые Cathay Pacific Group рассматривала вопрос о создании бюджетного перевозчика в 2003 году, когда крупный конкурент Cathay, авиакомпания Singapore Airlines, учредила бренд Tigerair. Однако тогда руководство Cathay Pacific отказалось от возможности войти в сегмент LCC, опасаясь, что такой шаг может испортить имидж перевозчика как одного из ведущих мировых брендов премиум-класса и вызвать отток клиентов. Со временем укрепилась веру в то, что авиакомпании Cathay Pacific могут эффективно конкурировать с недорогими перевозчиками, использующими более крупные самолеты, способные разместить в два раза больше пассажиров. В прошлом году Джон Слосар, председатель Cathay Pacific, утверждал, что разница между его компанией и бюджетными конкурентами сводится к затратам.

«Используя широкофюзеляжные самолеты с большим проходом и большим количеством пассажиров на борту, чем самолеты с узким проходом, у меня определенно были бы более низкие расходы, чем у любых недорогих авиакомпаний», – сказал Слосар.
По словам анонимных представителей перевозчика, руководство компании неоднократно заказывало исследование рынка, чтобы выяснить, хотят ли пассажиры пользоваться низкобюджетными авиакомпаниями. Результаты каждый раз показывали, что клиенты скептически относятся к лоукостерам. Вместо этого пассажиры предпочли иметь доступ к более дешевым билетам действующего перевозчика по цене отказа от таких услуг, как возможность выбрать место в самолете или сдать зарегистрированный багаж.

Прорыв в восприятии недорогих перевозчиков Cathay Pacific произошел в 2013 году, когда на внутреннем рынке в Гонконге была основана HK Express. Группа начала признавать серьезную конкуренцию со стороны бюджетных авиакомпаний и в 2015 году убедила местные органы гражданской авиации отказать в выдаче лицензий другому лоукостеру, Jetstar, из Гонконга. Принимая на себя управление авиакомпанией HK Express, Cathay Pacific Group не нужно будет создавать собственный бренд LCC с нуля — вместо этого она возьмет на себя существующую структуру LCC, объединив длинный список признанных авиаперевозчиков из Азии и Тихоокеанского региона с собственными низкозатратными филиалами, такими как Singapore Airlines с брендами Tigerair и Scoot, Qantas с брендом Jetstar, ANA All Nippon Airlines с брендами Vanilla Air и Peach или Thai с брендом Thai Smile.

Будет ли работать новый бренд?

Многие аналитики считают, что приобретение Cathay Pacific авиакомпании HK Express станет шагом в правильном направлении, хотя и не решит всех проблем, с которыми сталкивается флагманский перевозчик Гонконга. Развитие Cathay Pacific все больше сталкивается с конкуренцией со стороны авиакомпаний из стран Ближнего Востока, которые, как и Cathay, борются за благосклонность пассажиров, ищущих премиальные услуги. С другой стороны, наблюдается быстрое развитие перевозчиков из Поднебесной за рубежом. На протяжении многих лет пассажиры из Китая, которые хотели путешествовать за границу, отправлялись в Гонконг на рейсы Cathay Pacific. В настоящее время китайские аэропорты образуют собственную сеть межконтинентальных соединений в обход Гонконга. Более того, амбициозные планы аэропорта в Гуанчжоу, расположенного в непосредственной близости от границы с Гонконгом, вызывают обеспокоенность тем, что центр Гонконга и его авиакомпании будут маргинализованы.

«Приобретение перевозчика LCC не будет решением многих проблем, с которыми сталкиваются авиакомпания Cathay Pacific. Эти проблемы придется решать в рамках новой, более широкой стратегии, которая появляется в настоящее время. Тем не менее, со стратегической точки зрения, поглощение HK Express является правильным шагом, который должен улучшить долгосрочную позицию обоих перевозчиков, работающих на чрезвычайно конкурентном и требовательном рынке», – считает Брендан Соби, ведущий аналитик CAPA Centre for Aviation.

Тем не менее, многие говорят, что HK Express может не принести ожидаемых выгод Cathay Pacific Group из-за того, что аэропорт Гонконга является одним из самых дорогих и многолюдных.

«Я думаю, что у них есть опыт работы в авиационной отрасли, однако, является ли Гонконг местом, где можно вести бизнес, сказать довольно трудно, потому что это очень дорогое место для авиакомпании, которая начинает свою деятельность», – сказал Кельвин Лау из Daiwa. Другие эксперты добавляют, что для получения прибыли Cathay Pacific Group придется внедрять в HK Express инновационные бизнес-модели.

Власти Cathay Pacific полны оптимизма и отмечают, что разрыв между традиционной и недорогой бизнес-моделью постепенно стирается.

«Я не уверен в том, на чем будет полегать разница между недорогим перевозчиком и традиционным через 10 лет. Эти две модели учатся друг у друга и становятся ближе друг к другу. HK Express очень хорошо работает в качестве отечественной недорогой модели», – сказал Руперт Хогг, президент Cathay Pacific.

В 2017 году HK Express Airlines заработала около 7,3 млн долларов США, а в прошлом году убыток составил почти 18 млн долларов. Cathay Pacific Group заработала 260 миллионов долларов в прошлом году после двух лет работы в убыток.

Согласно планам, поглощение HK Express компанией Cathay Pacific Group должно быть завершено к 31 декабря текущего года.

Андрей Бочкарев