Эксперты нашего портала: Европейская авиация больше всех пострадает от кризиса

Европейская авиационная отрасль пострадает больше, чем авиация в других регионах мира. Такой вывод сделали эксперты Cofrance Sarl, проанализировав кризисную ситуацию.

В настоящее время воздушный транспорт играет важную роль в борьбе с пандемией коронавируса SARS-CoV-2. Благодаря машинам национальных перевозчиков, такие предметы первой необходимости, как защитные костюмы, маски или лекарства, транспортируются из разных стран. Кроме того, тысячи граждан были возвращены к местам постоянного проживания, несмотря на правительственные ограничения и трудности в организации. Высокая ценность авиационной отрасли стала ощутимой для всех, но, к сожалению, при слишком тревожных обстоятельствах.

После появления вируса COVID-19 мир погрузился в драматический экономический спад, и вся авиационная отрасль будет нуждаться в быстрой поддержке, потому что только эффективное воздушное движение будет способствовать восстановлению пострадавшей экономики. Авторы анализа предлагают меры, которые необходимо предпринять для спасения перевозчиков, особенно на Старом Континенте, так как в других регионах земного шара к авиационной отрасли относятся с большим вниманием и придают ей большее значение.

Популистские движения в Европе доказывают, что свобода передвижений не так важна, как безопасность, и нынешняя ситуация способствует распространению таких заблуждений. Здравым политикам между Бугом и Атлантикой будет нелегко противостоять этому.
Худший авиационный кризис со времен Второй мировой войны

Политическое давление, направленное на сокращение ненужных нормативных затрат, которые зачастую больше не нужны из-за технического прогресса, будет иметь ключевое значение для восстановления авиационной системы. Авиакомпаниям и аэропортам также потребуется прямая, целевая и недискриминационная финансовая поддержка, для которой должны быть адаптированы правила государственной помощи Европейского Союза. Воздушному движению потребуется временное освобождение от запрета на картельные соглашения, чтобы быстро и скоординировать реконструкцию европейской сети. Однако это будет нелегко по нескольким причинам.

По мнению авторов анализа, пандемия коронавируса SARS-CoV-2 вызовет не только самый глубокий, но, прежде всего, самый продолжительный авиационный кризис со времен Второй мировой войны, и больше всего пострадает Европа. Предыдущие кризисы были катализатором для рынка, и это также будет иметь место здесь. Авиация в прошлом продемонстрировала свою устойчивость к вирусу птичьего гриппа, атакам 11 сентября 2001 года, арабской весне и извержениям вулканов. Все такие события оказали влияние на авиационную отрасль и спровоцировали региональные кризисы, которые всегда в этом случае порождают глобальную проблему. Однако через несколько месяцев спрос на воздушные перевозки нормализовался.

Пассажирские перевозки на Старом Континенте в настоящее время практически полностью прекращены. По данным Евроконтроля, 24 марта наблюдалось 76-процентное снижение по сравнению с тем же днем ​​прошлого года. Потеря доходов для авиакомпаний и аэропортов драматична. По данным IATA, у одних только авиакомпаний во всем мире будет дефицит в размере 250 миллиардов долларов, хотя эта цифра может быть выше. Даже самые строгие меры сокращению затрат и максимальная загрузка воздушных судов могут компенсировать только часть потерянного дохода.

Аэропорты по-прежнему несут значительные постоянные расходы, включая аренду, расходы на финансирование инвестиций в инфраструктуру, расходы на содержание самолетов, находящихся на парковке, и подготовку экипажа. Существуют также нормативные расходы, такие как компенсация пассажирам, пострадавшим от отмены рейсов из-за вируса COVID-19. Власти быстро реагируют вводя ограничения на полеты, но медленно адаптируют к ситуации европейское законодательство.

 В Европе выживут только Ryanair и Wizzair?

По мнению авторов анализа, на этот раз быстрого восстановления спроса, как это было в предыдущих кризисах, не произойдет. Если изобразить кривую падения и роста во время предыдущих кризисов, то она напоминает букву “V”. В этот раз она будет похожа на широкую «U». Почему? Практически все регионы мира подвержены пандемии, но в некоторых частях земного шара, например в Южной Америке или Африке, она только начинается. Поэтому сокращение воздушного движения будет более длительным. За усилиями правительства по прекращению кризиса последует глобальный экономический спад, который приведет к многочисленным банкротствам. Спрос на деловые поездки будет оставаться низким дольше, чем в предыдущие кризисы. Спрос на туристические поездки также будет ниже, в основном из-за иррационального страха перед передвижением, а также из-за безработицы, которая будет способствовать полному отказу от таких планов. Правительства не смогут справиться с экстремальными затратами после того, как они откажутся от части своих налогов в рамках спасения экономики.

Во втором квартале этого года IATA ожидает снижения предложения авиационных услуг на Старом континенте на целых 90 проц. Третий квартал обещает быть немного лучше, с падением на 45 проц. Только в четвертом квартале объемы перевозок будут ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года лишь на 10 процентов. Прогнозы для Северной Америки и Азии менее драматичны, там сокращения услуг поквартально составит 50, 25 и 10 процентов соответственно. Европейские авиакомпании могут потерять более половины своих доходов в течение 2020 года. В других регионах мира потеря доходов будет высокой, но не такой, как на Старом Континенте.

Авиакомпании по всему миру, и особенно в Европе, в настоящее время имеют очень слабый запас ликвидности. Обычно ее достаточно, но не в случае, по крайней мере, трехмесячного резкого снижения доходов и даже жесткой экономии, например, используемой в Norwegian Air. Исключение составляют бюджетные авиакомпании Ryanair и Wizzair, однако на перевозчиков из Ирландии и Венгрии особенно повлияет сокращение числа отпускных полетов.

Без быстрой государственной поддержки большое количество авиакомпаний и, следовательно, большое количество аэропортов быстро окажутся в опасной для их существования ситуации. Другие регионы мира, особенно Китай, регион Персидского залива и Соединенные Штаты, как и в прошлом, будут поддерживать свою авиационную промышленность быстрее, шире и бескомпромисснее. Если Европа не поступит иначе, мы увидим множество банкротств авиакомпаний и аэропортов на Старом Континенте. И это не обязательно будут самыми слабыми участниками рынка, но теми, кого государства меньше всего поддерживают.

Европейские авиакомпании быстро потеряют свою долю в международном воздушном сообщении. Тенденция, которая наблюдается в течение последних лет, усилится намного сильнее. Поэтому, чтобы это предотвратить, необходимо будет быстро восстановить международные воздушные сообщения. Принудительное снижение цен будет стимулировать даже тех, кому такая форма передвижения может показаться ненужной.

Андрей Бочкарев