Garuda сняла все заказы на Boeing 737 MAX

Вчера пришли новые вести из Джакарты, подтверждающие, что национальная авиакомпания Индонезии отказалась от покупки 49 штук Boeing 737 MAX. Единственная машина этого типа во флоте перевозчика должна быть возвращена производителю.– Мы отправили письмо в Boeing с просьбой отменить заказ, – сказал представитель Группы Garuda Ихсан Розан.

Стоимость данного контракта, исходя из каталожных цен, составляет 4,9 млрд долларов США. Решение о покупке было принято в 2014 году. Теперь, после катастрофы новых машин и все более серьезных сомнений в процессе сертификации машин американского производителя, Garuda отказывается от покупки. Причина очевидна.

Президент Garuda Indonesia Густи Нгура Асхара Данадипутра, сообщив о снятии заказа, заявил, что пассажиры его авиакомпании потеряли доверие к MAX и не хотят летать на этих машинах. Катастрофа этого типа машины с другой индонезийской линии Lion Air, в которой погибли 189 человек, поставила под вопрос безопасность нового продукта Boeing. Еще одна трагедия MAX Ethiopian Airlines, в которой погибло 157 человек, добавила восклицательный знак.

Что взамен?

До настоящего времени авиакомпания заплатила концерну Boeing приблизительно 26 миллионов долларов США. На большее рассчитывать уже не приходится глава Garuda сообщил индонезийским СМИ, что руководство рассматривает возможность покупки машин в другом месте.

737 MAX должен был стать естественным преемником 73 штук 737-800, которые в настоящее время находятся в эксплуатации. Теперь, чтобы омолодить флот и сделать его более экономичным, нужно найти другой самолет. Теоретически им могли были стать российские MC-21 или SSJ-100, но они оказались мертворожденными проектами. Китайский C919 не поступит на вооружение до 2021 года. Так что в основном на поле боя остался только A320neo.
В его пользу говорит еще и тот факт, что бюджетный Citilink, принадлежащий Garuda, уже использует восемь машин этого типа и заказывает еще 27. Сам перевозчик также имеет в своем парке широкофюзеляжные аэробусы – A330-200 (7 шт.), A330-300 (17 шт.) И заказал 17 шт. A330-900neo.

Начало эффекта домино?

Простое расторжение контракта на покупку 49 MAX не является серьезным ударом для самого Боинга. Самые крупные заказы были сделаны такими перевозчиками, как Norwegian, SpiceJet, Ryanair, Jet Airways, Lion Air, Flydubai и Southwest. Вопрос в том, не приведет ли решение, принятое Garuda, к лавине отмен заказов. Первые отмены полетов произошли в Китае, после него очередные страны региона решили приостановить полеты MAX. Только тогда волна достигла Европы. Будет ли то же самое сейчас?

Что может остановить это развитие, так это производственные мощности Airbus. Европейский производитель в январе не принимал новые заказы, потому на них не хватает производственных мощностей. Воспользуется ли он сейчас возможностью «вырвать» фрагмент рынка у крупнейшего конкурента, а в сегменте самых популярных типов пассажирских самолетов это не окажется достаточно привлекательным, и подпишет ли Airbus новые контракты, которые будет сложно выполнить?

Вскоре мы это узнаем. На данный момент видно, что все больше ключевых решений для мирового рынка принимаются в Азии. США теряют свое значение, а под ногами Боинга пьедестал явно зашатался.

Андрей Бочкарев