Германия на распутье – трудный выбор истребителя для ВВС

Франция и Германия официально начали изучать возможность совместной работы по созданию боевых самолетов нового поколения. Такое сообщение сделали руководители оборонных ведомств обеих стран Флоренция Парли и Урсула фон дер Лейен. В то же время, дизайн демонстратора самолета и его энергоблока предполагается подготовить к середине следующего года.
Новый Истребитель (NF) или Истребитель следующего поколения (NGF) – пилотируемый боевой самолет должен быть адаптирован к действиям в воздухе совместно с роем беспилотных летательных аппаратов, в так называемой «системе следующего поколения» (NGWS). NGWS является частью концепции боевых самолетов будущего (Système de Combat Aérien Futur), которая будет включать в себя европейский беспилотный летательный аппарат, работающий на средней высоте с большой продолжительностью полета (MALE), труднодообнаруживаемый боевой БПЛА, маневрирующие ракеты и боевые самолеты предыдущих поколений, действующие совместно в боевом пространстве.

Уже было решено, что Франция и концерн Dassault должны стать ведущей страной в проекте NF / NGF, а Германия и Airbus будут работать над другими системами FCAS/SCAF. Согласно неподтвержденной информации, французский производитель двигателей Safran должен объявить о создании совместного предприятия с немецким MTU для разработки силовой установки. Также имеется информация, что к проекту скоро присоединятся Испания, которая является одной из стран-членов Airbus. В настоящее время все вышеупомянутые страны участвуют в независимых исследованиях NGF, и в ближайшие годы они должны объединить усилия. Первые результаты этих работ должны быть представлены на парижском авиасалоне в следующем году.

Однако следует помнить, что не все европейские страны намерены участвовать в проекте NGF. Летом британцы объявили о своем авиационном Brexit, представив макет Tempest. До сих пор Лондон еще не привлек ни одного союзника для участия в этом проекте, но по данным нашего портала, в участии заинтересованы шведы, итальянцы и турки.

Аналогичная ситуация имела место несколько десятилетий назад, когда французская сторона вышла из англо-испанско-германо-итальянской программы Eurofighter, развивая Rafale (используя ту же аэродинамическую схему), а сами шведы создали Gripen. Разделение сил и ресурсов привело к тому, что ни один из европейских самолетов не смог эффективно конкурировать с американскими самолетами, хотя и значительно превзошли российские.

Таким образом, все указывает на то, что на этот раз на рынке появятся два новых европейских многоцелевых боевых самолета. Это также ставит вопрос о том, смогут ли Франция и Германия, даже если они выработают достаточно прочное соглашение на следующие десятилетия, выделить адекватные средства для разработки новых самолетов и оружия. В последнее время почти каждая военная программа не только откладывается, но и хуже того, она требует все больших, зачастую трудно поддающихся оценке финансовых затрат.

Еще одной головной болью для немцев, которая будет иметь ключевое влияние на будущее NGF, является выбор преемника для около 90 ударных самолетов Tornado. Пресс-секретарь министерства обороны Германии утверждает, что решение по этому вопросу будет принято в этом году.

Согласно более ранним данным, подтвержденным недавними сообщениями, Берлин выбирает из двух конкурентов: Eurofighter Typhoon и F-35A. Для начала, однако, нужно будет зарезервировать средства для этой цели в бюджете. По неподтвержденной информации, Берлин принял во внимание несколько вариантов, в том числе покупку одного типа самолетов, который заменит Tornado, покупку двух типов самолетов и продление срока службы Tornado. В августе министерство обороны Германии направило запрос потенциальным участникам тендера, смогут ли создать новый боевой самолет до 2025 года, а это может свидетельствовать о растущей обеспокоенности немцев по поводу того, стоит ли эксплуатировать Tornado дальше. Ключевым фактором в выборе будет способность новых самолетов перевозить ядерные бомбы.

В сообщениях СМИ упоминается возможность приобретения Германией 45 единиц F-35 для замены части Tornado и около 75 новых Eurofighter, которые заменят оставшиеся Tornado и старшие поколения Eurofighter, полученные в 2003-2008 годах. Покупка F-35 позволила бы Германии поддерживать смешанный флот многоцелевых самолетов, что соответствует ее военной стратегии, одновременно избежав дорогостоящей модернизации Eurofighter.

СМИ сообщают, что получение сертификата для Eurofighter на переноску американских ядерных бомб B61-12 может обойтись более 700 миллионов евро и продлится более 7 лет. С другой стороны, Lockheed Martin недавно получил контракт на сумму 83,1 млн долларов США на разработку, интеграцию и тестирование программного и аппаратного обеспечения для F-35A, необходимых для переноски B61-12. Работа должна быть завершена в феврале 2024 года. Благодаря этому Lockheed сможет предложить Германии поставку первого F-35 уже в том же году, одновременно с сертификацией Eurofighter и даже раньше, что позволит начать подготовку пилотов в США.

Андрей Бочкарев